В октябре-ноябре был проведен опрос по бюрократической нагрузке. Педагоги отвечали на вопросы об их информированности о принятых решениях, своевременности обновления нормативно-правовой базы, своей фактической нагрузке и результативности принятых мер.

Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев принял участие во Всероссийском совещании министров образования. По его словам, опрос показал, что большая часть педагогов продолжает тратить много времени на оформление различных бумаг и сталкивается с необходимостью участвовать в незапланированных мероприятиях. Он добавил, что несмотря на наличие учебных планов и программ, реальная трудовая деятельность части учителей сопровождается внеплановыми мероприятиями: административными поручениями, срочными отчетами и так далее. Также от педагогов регулярно требуют фотоотчеты о проводимых мероприятиях.
Анзор Музаев сообщил, что Рособрнадзор составил индекс забюрократизированности в разрезе регионов. Средний уровень бюрократической нагрузки указали педагоги детсадов 16 регионов, учителя школ пяти регионов, педагоги СПО четырех регионов. По всем этим уровням образования средний уровень нагрузки зафиксирован только в Москве. В зеленой зоне, свидетельствующей о низком уровне бюрократической нагрузки на педагогов, окажутся регионы, где этот показатель будет ниже всего.
«Ситуация не изменится, если каждый регион и каждая образовательная организация не начнут работу в этом направлении. Карта забюрократизированности будет представлена председателю Правительства, и каждый губернатор будет нести ответственность за состояние дел в регионе. Наша общая цель – системное снижение документооборота и высвобождение времени педагогов для выполнения основных профессиональных задач», – заявил Анзор Музаев.
Рособрнадзор и Минпросвещения России уже проделали большую работу по снижению бюрократической нагрузки на учителей. Утверждены на федеральном уровне перечни обязательной документации, которые должны заполнять воспитатели в детских садах, учителя в школах, преподаватели колледжей и вузов. Теперь учебные заведения на законодательном уровне наделены правом не отвечать на запросы, направленные без законных оснований. Сокращено количество оценочных процедур и объем контрольных работ в школах. Успешно функционирует чат-бот «Помощник Рособрнадзора», с помощью которого педагоги могут получить разъяснения по вопросам бюрократической нагрузки, а также пожаловаться на нарушение их прав.
Ранее «Учительская газета» приводила результаты опроса Рособрнадзора о бюрократической нагрузке на педагогов. Так, от 18% до 29% педагогов по трем уровням образования (детские сады, школы, СПО) не в курсе вступивших в силу ограничений по количеству обязательных для ведения ими документов. При этом от 48% до 65% педагогов приходится готовить разные документы, не входящие в перечень. А от 45% до 56% участников исследования сообщили, что в их должностные инструкции не было внесено изменений. Только от 27% до 32% преподавателей разных уровней образования знают о чат-боте «Помощник Рособрнадзора», остальные о его существовании не осведомлены. От 89% до 92% педагогов и преподавателей ответили, что им приходится предоставлять фотоотчеты о проводимых мероприятиях. А от 55% до 77% участников опроса признались, что они готовят информацию по запросам различных ведомств.

Комментарии