У школьников 10 и 11 классов появится дополнительный курс «Россия – моя история». Как рассказывал глава Минпросвещения Сергей Кравцов, на этих занятиях старшеклассники еще раз пройдут программу по истории страны, повторят значимые события и узнают об их влиянии на становление государства.
Как пояснили в Рособрнадзоре, курс «Россия – моя история» дополняет курс истории России, синтезируя всеобщую историю, обществознание и другие гуманитарные предметы. Поэтому выносить «в качестве отдельного предмета на государственную аттестацию на данный момент не предполагается», сообщает ТАСС.
При этом все-таки по курсу «Россия – моя история» могут ввести ЕГЭ в 2025-2026 годах. Это следует из дорожной карты, опубликованной на официальном сайте Байкальского образовательного форума. «Внедрение ЕГЭ по курсу «Россия – моя история» – общегуманитарный экзамен по итогам 11 класса», – говорится в материалах.
Со следующего учебного года, то есть с сентября 2023-го, согласно дорожной карте, запланировано создание модуля «Россия – моя история» как части курса «История России». Будет базовый уровень – 34 часа, и углубленный уровень – 68 часов.
Базовый курс является обязательным для изучения в школе. Он будет внедряться в несколько этапов. Так, до декабря 2022 года его апробируют на внеурочных занятиях в 10-11 классах в учебных заведениях Башкирии, Якутии, Дагестана, Татарстана, Свердловской, Волгоградской, Сахалинской, Нижегородской, Самарской, Новосибирской, Омской, Пермской, Саратовской, Ростовской, Челябинской, Тверской и Псковской областей, а также в Ставропольском, Краснодарском и Приморском крае, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском автономном округе, Севастополе, ЛНР и ДНР.
В этом учебном году, во второй его половине, уже будут уроки. Занятия будут идти в 10-11 классах и на первом курсе колледжей. С сентября 2023 по май 2024-го уроки будут идти в 10-11 классах и 1-2 курс СПО. Планируется, что по всей стране курс будут вводить в 2024-2025 годах. Тогда уроки начнутся в 4-9, 10-11 классах, а также на 1-2 курсе колледжей. В следующем году хотят подготовить учебник, который потом должен быть включен в федеральный перечень учебников. Еще должны появиться хрестоматия, цикл видеороликов и интерактивных материалов.
Планируется, что с учетом внедрения данного модуля будут скорректированы задания ЕГЭ по обществознанию. В 2025 году элементы курса появятся в преподавании таких предметов как химия, математика и физика. Благодаря этому, ребят будут знакомить с достижениями нашей страны в различных сферах. В дорожной карте указано, что изучение курса предполагает получение дополнительных баллов (до 10) к результатам ЕГЭ в рамках портфолио при приеме в вузы.
В документе указаны темы уроков с учебно-методическим комплектом для учителей. Перечислены 16 тем. Например, «Волим под царя восточного, православного» (положение западнорусских земель под властью Речи Посполитой; восстание Богдана Хмельницкого; Переяславская Рада; освободительная война России за Малороссию). Или «Отторженная возвратих» (здесь будет идти речь об освоении Новороссии, строительстве новых городов, присоединение Крыма, разделы Речи Посполитой и воссоединение западнорусских земель).
Есть еще такие темы: «Гибель империи» (февральская революция в России, причины и последствия); «Сталинское экономическое чудо» (восстановление СССР после войны); «Развал СССР. Причины. Последствия» (Россия и страны СНГ в 1990-е годы, кризис экономики, безработица, преступность, олигархизация, чеченские войны); «История антироссийской пропаганды» (обзорная историческая лекция о том, как формировался негативный образ России); «Россия в деле» (обзор достижений России в различных отраслях производства и перспективы развития).
Весь курс разделен на 6 тематических направлений: «Из глубины веков», «Былинная Русь», «Московское царство», «Империя», «Век потрясений и побед», «Новые горизонты».
Отмечается, что данный курс – это «переход от изучения фактов в их последовательности в основной школе к политическому и мировоззренческому взгляду на историю». Курс «Россия – Моя история» – это уникальный синтез всеобщей истории, обществознания и других гуманитарных дисциплин.
Комментарии