search
main
0

Росинка, капелька России. Для каждого человека она неповторима

«Бакал всегда был на острие технического прогресса. Бакальцы чувствовали пульс времени и часто это время опережали… Бакал – моя росинка, капелька моей России. Мне всегда удавалось влюбить в наш край гостей – москвичей, сибиряков, волжан, петербуржцев, немцев, англичан и американцев. Многие потом возвращались» – эти проникновенные слова принадлежат министру образования и науки Челябинской области Владимиру Садырину.

К малой родине – с любовью

Действительно, неповторимая южноуральская природа, богатая история края открывают широкий простор для развития туризма и краеведения. По заданию администрации Саткинского района группа ученых разработала программу туристско-краеведческого образования и воспитания и предложила нескольким детским садам и школам принять участие в экспериментальной работе.

– Мы не могли отказаться от этого предложения, – рассказывает директор школы №12 Людмила ХОВАНОВА. – Почему? За многие десятилетия в нашем образовательном учреждении собран богатейший материал по краеведению. Работает краеведческая лаборатория под руководством замечательного учителя географии Алисы Ивановны Плаксиной, которая собрала уникальный материал по истории, природоведению не только Бакала и Саткинского района, но всей горнозаводской зоны Челябинской области. Материал, собранный и подготовленный Плаксиной, содержит огромный образовательный и воспитательный потенциал. Тридцать лет плодотворно работает кружок «Юный геолог», которым руководит также учитель географии Раиса Николаевна Шайбакова.

Школа №12 города Бакала – одна из старейших в Саткинском районе, в этом году отметила свой 90-летний юбилей. Открывалась она как начальная в рабочем поселке Бакальский рудник и размещалась в деревянном здании. Статус средней школа получила в 1933 году. Первый выпуск ее состоялся накануне начала Великой Отечественной войны, и многие выпускники и учителя ушли на фронт. Долгое время 12-я школа была базой для педагогической практики студентов факультета физического воспитания Челябинского педагогического института. Когда было введено производственное обучение, школа приобрела педагогический профиль, и в 1964 году состоялся педагогический выпуск. Почти все его выпускники, получив в дальнейшем образование, стали учителями. Здание школы 1963 года постройки, сегодня здесь учатся 670 детей.

Два года назад школа №12 одной из первых в Саткинском районе стала победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Учитель географии и краеведения Алиса Плаксина, учитель обществознания и истории Ирина Варганова и учитель русского языка и литературы Лидия Сергеева – победители конкурса на получение денежного поощрения в размере 100 тысяч рублей. В школе два современных компьютерных класса, 13 автоматизированных рабочих мест учителя, современные мастерские, работают шесть методических объединений.

Что же собой представляет программа туристско-краеведческого образования и воспитания?

– Мы основываемся на материале, который предложен Магнитогорским институтом туризма, – говорит Людмила Николаевна. – Первоочередная задача проекта – формирование знаний учеников по краеведению, экологии, психологии, праву, иностранным языкам, основам туризма. Если говорить просто, то это не только расширение кругозора, но и воспитание любви к родному городу, краю, повышение общей культуры. Дело еще и в том, что профессии, связанные с развитием туризма, сейчас в районе очень востребованы. Мы связались с рядом саткинских туристических агентств и договорились, что наших подготовленных учеников они будут брать в качестве гидов, экскурсоводов.

Организация туристско-краеведческого образования и воспитания начинается в школе с первого класса. Вводятся такие подготовительные курсы, как «Отчизноведение», «Человековедение», «Моя семья», «Моя школа», «Наш микрорайон», «Наш город». Разрабатываются уроки доброты, сказки, уроки этикета, история мировых религий, изучение иностранного языка. Всевозможные развивающие игры, развлекательные программы, викторины, конкурсы, тематические экскурсии и прогулки, спортивные соревнования, праздники с элементами туризма. Причем задействуются не только дети, но и их родители.

– В среднем звене круг предметов расширяется, – продолжает директор школы. – Изучаются право, основы туризма, предусмотрены дополнительные часы информатики, этики, психологии. Планируем организовать фотостудию, факультатив изучения риторики. В этот календарный план входят все предметы, так или иначе связанные с туризмом. Обязательно будем проводить предметные олимпиады по туризму, спортивные праздники, соревнования, конференции, туристические походы (велосипедный туризм, водный туризм). В старших классах – дополнительное изучение иностранного языка, информатики, права в сфере туризма, более углубленное изучение экономики в туристическом бизнесе. Естественно, туристические слеты и фестивали.

Туристско-краеведческая программа для воспитания – самая благодатная почва, – дополняет заместитель директора по воспитательной работе Наталья Климанова. – Дети всегда откликаются на турпоходы, краеведческие конференции. В следующем году мы рассчитываем провести около десяти важных мероприятий, в том числе и «Зарницу». Классные руководители будут работать по воспитательным системам, разработанным на 2-3 года. У каждого классного руководителя будет своя линия, семь часов по индивидуальной программе. Например, пятиклассники у нас изучают свои семьи, рисуют генеалогическое древо, ходят в походы по местам, связанным с семьей, ищут дальних родственников. Каждый классный руководитель будет работать над какой-то проблемой, два раза в год выезжать или выходить на экскурсию с обязательным заданием. После каждой такой геолого-биологической экскурсии дети будут делать отчет. В конце учебного года – экспедиция и как итог – презентация.

Душа школы – музей

Шестой год в 12-й школе работает краеведческий музей, рассказывающий об истории учебного заведения, судьбах его выпускников, учителей, педагогических династиях, известных земляках. Руководит им учитель русского языка и литературы Лидия Сергеева.

– В создании музея помогли родители и ученики тогдашнего 10-го «А» класса, которым я руководила, – рассказывает Лидия Александровна. – Дети с родителями переоборудовали и отремонтировали учебный кабинет, где проходили уроки русского языка и литературы. Они же помогали и в размещении первых экспонатов. Постоянную помощь музею оказывают учитель русского языка и литературы Надежда Долинина и работник железнодорожного цеха Бакальского рудоуправления Виталий Заболотный. Музей сотрудничает с музеем Бакальского рудоуправления, Саткинским краеведческим музеем, музеем народного образования Саткинского района, Челябинским областным краеведческим музеем, Челябинским областным обществом краеведов, научным обществом учащихся Златоустовского дворца детского творчества.

Основное направление музея – школьное краеведение, создание школьной летописи. К открытию музея, кстати сказать, впервые в районе была подготовлена выставка фоторабот знаменитого земляка – министра образования и науки Челябинской области Владимира Садырина. Музей располагает достаточно большим количеством экспонатов. Здесь можно увидеть поисковые работы, конкурсные работы учеников, альбомы походов по местам революционной, боевой и трудовой славы, более 3000 подлинных фотографий, личные вещи учителей и выпускников, различные медали, значки, грамоты, сувениры. В течение года оформлена выставка работ фотомастеров, авторы разрешили купить понравившиеся фотографии. К 19 мая организовали выставку, посвященную пионерской организации. Видное место занимают детские работы на геологическую и экологическую тематику, опубликованные в местных газетах «Горняк Бакала», «Саткинский рабочий». В музее проводятся тематические и обзорные экскурсии, классные часы, уроки по истории, действуют «Клуб интересных встреч», клуб «Педсовет», группа «Поиск».

Ученики двенадцатой – неоднократные призеры и победители различных городских и районных краеведческих конкурсов и конференций. Детская краеведческая работа «На переднем крае», рассказывающая о давней выпускнице школы, участнице Великой Отечественной войны Вере Кузьминичне Лукьяновой через призму поэзии Юлии Друниной, заняла 3-е место в первой зональной научно-практической конференции учащихся и студентов. Подготовлено девять лауреатов регионального открытого конкурса исследовательских работ, посвященного 60-летию Великой Победы, шесть лауреатов конференции «День памяти краеведов», проводимой Саткинским краеведческим музеем. Четырем участникам Саткинского районного фестиваля школьных следопытов присвоено звание «Следопыт родной школы». В апреле 2007 года музей истории 12-й школы награжден дипломом за активное участие в областном туре Всероссийского смотра-конкурса музеев образовательных учреждений, посвященного 40-летию Челябинской областной организации ветеранов.

…Южный Урал поражает своим размахом и вольностью. И разве может не привлечь, не притянуть к себе краеведов, геологов и туристов, как пишет саткинская поэтесса Римма Дышаленкова, «…И сосен медно-хвойное литье, И камнепадов отдаленный шорох».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте