search
main
0

Ромашка на память. Как образы живой природы формируют научную картину мира

Уважаемые коллеги, я, как и вы, стараюсь быть в курсе всех новинок учебной литературы по своему предмету. Ведь учить и учиться – волшебная формула нашего профессионального успеха. Хочу поделиться с вами своими впечатлениями от нового учебного пособия издательства «Экзамен» по биологии, которое очень своевременно, к периоду подготовки учеников к этапу проверки их знаний в завершение учебного года, пополнило книжные полки и библиотеки.

Прежде всего обращает на себя внимание информативность обложки – да вы и сами можете это оценить, ведь она перед вами.Но учителя – люди взыскательные, требовательные и конкретные. Для нас главное, конечно, то, что находится внутри. Так давайте заглянем под обложку и оценим содержательную часть пособия, которое так смело и ярко заявляет о себе. Сразу скажу, что, на мой взгляд, авторам пособия в полной мере удалось реализовать задуманное и создать вполне качественную с методической точки зрения разработку. Задания пособия соответствуют обязательному минимуму по предмету для 5-го класса. Первое, на что хочется обратить внимание, – это иллюстративный материал. Как говорится, встречают по одежке… Рисунки выполнены качественно, достаточного масштаба и вполне узнаваемы. Растения, их семена, плоды, листья точны с точки зрения науки, претензий к иллюстрациям нет. Фенотип, или внешний вид животных, также узнаваем и будет понятен пятиклассникам. Практически во всех вариантах есть рисунок, иллюстрирующий схему строения растительной клетки. Что радует, как это ни странно, – базовый рисунок всегда один и тот же. А вот задания к нему всегда разные. Ученикам предлагается обратить внимание на отдельные части клетки, таким образом, в данном случае соблюдается принцип индуктивного умозаключения – от частного к общему. Этот принцип помогает ученикам сформировать более четкую научную картину мира. Второе, на что хочется обратить внимание, – это большое  количество вариантов. Всего в пособии их  20, соответственно есть и ответы для самопроверки. В каждом варианте вы найдете 8 групп вопросов, которые включают в себя от одного до трех заданий. При этом, несмотря на такое большое количество, все варианты достаточно разнообразны. Откровенно похожих, калькированных вопросов вы здесь не встретите. Очень ценным достоинством практических заданий, на мой взгляд, является то, что при всем разнообразии вопросы выстроены по одному общему принципу – с методической точки зрения это правильно. Выполняя разные варианты, ученик научится понимать и хорошо усвоит принцип построения вопросов. Перейдем к главному – разбору заданий. Ведь за комфортным количеством вариантов, красивыми иллюстрациями должны лежать четкие, понятные задания, с помощью которых можно объективно оценить знания пятиклассника. Так вот, все варианты начинаются с задания, в котором надо поработать с рисунком, проанализировать его, подписать важные компоненты. Это правильный методический прием. Дело в том, что у учеников 5-го класса в целом хорошо развито образное и ассоциативное мышление, и, как правило, такого рода задания не вызывают у них сложностей, а значит, всей 45-минутной работе будет задан позитивный настрой. Отмечу, что задание «Опишите объект живой природы по следующему плану и вставьте в текст пропущенные слова из предложенного списка» по своей форме полностью идентично заданиям такого типа в ОГЭ по биологии. Таким образом, методическое пособие отличает такое важное свойство, как преемственность, ведь мы готовим детей к итоговым экзаменам из года в год. И это очень большой плюс пособия, так как подготовка к экзаменам является систематической и в идеале начинается как раз в 5-м классе. Информация должна поступать и усваиваться постепенно, а не обрушиваться на детей в 9-м классе. Данное пособие помогает учителю эффективно построить работу, а детям – успешно усвоить и научиться применять алгоритм выполнения проверочных заданий. Методичная плановая работа, которую предлагает автор пособия, – залог успеха учеников в будущем. Задания типа «Используя таблицу, ответьте на вопросы» имеют сравнительную характеристику, что развивает речь и образное мышление у детей. Именно оно станет предпосылкой к словесно-логическому мышлению. В процессе наглядно-образного мышления происходит сравнение зрительных образов, вследствие чего ученик без труда сможет решить ту или иную задачу. Еще один немаловажный момент, когда мы говорим о биологии, – наличие прикладного характера информации или заданий. Ведь все фундаментальные открытия в области биологии находят свое практическое применение в медицине, в биотехнологиях, в бактериологии, в микробиологии, в генетике, в сельском хозяйстве и промышленности. И таких заданий в пособии предостаточно. Например: «Каковы полезные свойства ромашки и какие органы растения идут на производство полезных веществ?», «Из продуктов жизнедеятельности каких животных производят текстиль и продукты питания?», «Полезно ли оливковое масло и почему?» С удовольствием замечу, что все примеры, использованные в пособии, актуальны. Попробуем посмотреть на задания с методических позиций и разобрать их в этом ключе. Так, в задании первого варианта, где надо указать морфологические структуры растения, хорошо работает эффект визуализации. Задание достаточно простое, и поэтому настраивает ученика на позитивный лад выполнения самостоятельной работы. Следующее задание связано с практическим применением знаний. Ученики успешно отвечают на вопрос в том случае, если знают, где происходит накопление масла у оливкового дерева. На следующем этапе авторы предлагают очень интересное для ребят задание. Суть его в том, что рядом расположены несколько значений, одно из которых по характерным признакам выбивается из общего ряда, его и нужно определить. Это задание как на знание предмета, так и на логику. Здесь присутствует элемент игры, поэтому  дети всегда включаются в решение таких задач с удовольствием, размышляют, дискутируют, выдвигают аргументы, увлеченно ищут ответ.Перейдем к заданию №6 – работе с текстом. Название текста звучит провокационно и этим  сразу притягивает к себе внимание: «Хищные растения». Текст составлен грамотно и логично. Работать с ним ученику пятого класса интересно и познавательно одновременно. Есть в пособии задачи и на знание систематики растений. Например, в задании №7 представлены фрагменты различных растений – плоды, листья, побеги. Нужно определить, что это за вид растения, и записать ответ в соответствующую строку. Все лаконично и понятно. В целом все задания вполне комфортны для выполнения и, самое главное, насыщены дополнительными фактами. Ученик не только выполняет задачи, но и получает новые знания.Пособие также соответствует требованиям стандарта среднего биологического образования, имеет высокий научно-методический уровень и полностью адаптировано к компетентностно-ориентированным образовательным технологиям. В учебном пособии в достаточной степени соблюдены психолого-педагогические требования к содержанию и оформлению учебного издания подобного профиля. Искренне рекомендую это пособие не только учителям, которые работают в 5-х классах, но и в качестве домашнего репетитора родителям школьников. Это универсальное пособие будет полезно для отработки и закрепления заданий по биологии как  на уроке под руководством учителя,  так и для самостоятельной тренировки дома.Желаю всем успеха!Максим РЫЖОВ, учитель биологии высшей категории, руководитель проекта «Школьная Лига Роснано», клуба «Научный переворот» школы №619, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте