search
main
0

Романтизм юности

И прагматизм будущего

Окончание школы всегда считали переломным этапом в жизни молодого человека. И всегда это был шаг в самостоятельную жизнь, дающую свободу выбора, открывающую массу возможностей. Кажется, ничего не изменилось, но это не совсем так.

Современный молодой человек выходит в мир, в котором надо не только выбрать профессию (когда-то это было на всю жизнь), но и найти себя. Все стремительно меняется, умирают традиционные ремесла и занятия, рождаются новые профессии, причудливо переплетаются реальность мира и реальность виртуальная, стираются границы между ними.

Сейчас сложнее найти свое место, нужно не просто получить профессию на всю жизнь, надо выстроить образовательную и социальную траектории, где необходимость постоянно учиться и переучиваться, осваивать новые компетенции и революционные прорывные области знания становится условием жизненного успеха. Такая ситуация рождает непонимание между поколениями. Сколько происходит трагедий! Сколько столкновений между прагматизмом зрелости и романтизмом юности!

В такой многомерной и непростой ситуации школа становится той основой, на которой строятся траектории поиска, тем фундаментом, на котором должно удерживаться взаимопонимание поколений. Это очень тяжелая миссия! Здесь важно понимание необходимости объединения усилий учителей, выпускников, родителей, психологических и социальных служб.

Естественно, эти сложности должны быть в первую очередь осознаны учителями. Но вот с этих позиций интересно, как приходили в профессию молодые учителя. Мы взяли интервью у учителей нашей школы. Ответы оказались на удивление одинаковыми: большая часть молодых учителей шли не в профессию, а за интересом к определенным школьным предметам, к области знания. Кто-то любил литературу, кто-то – историю, кого-то привлекали естественно-научные дисциплины, осознанно в профессию пришла одна учительница, проделав достаточно сложный путь к пониманию своего предназначения.

По признанию молодых коллег, даже тех, кто о школе в принципе не думал как о месте работы, их привязали к школе… дети! Они дали такой сильный положительный заряд, столько положительных эмоций, столько переживаний! И эта неожиданно проявившаяся любовь к ребятам буквально привязала к профессии.

Так в профессию пришли Татьяна Сергеевна, Екатерина Александровна, Алена Игоревна, Сергей Владимирович (он успел поработать директором сельской школы в 26 лет, но… сбежал к детям). И теперь это замечательные учителя, любимые классные руководители!

Часто на выбор профессии влияет семья, так пришел в школу Сергей Александрович.

Самый долгий, но целенаправленный путь в профессию был у Тамары Дмитриевны: она, учась в МГУ, работала с малышами садовского возраста, потом постарше, но, по словам близких, Тамара всегда была учительницей, с детства. Это, по всей видимости, призвание. И теперь она учитель – мудрый, любящий.

Понятно, что нашим молодым коллегам повезло, профессия нашла их. Но это случай, хорошо, что счастливый. И сами учителя признают, что в их арсенале пока не очень большой опыт выбора профессии, им сложно что-то предложить своим ученикам из личного опыта. Более опытные коллеги совершали свой выбор в другое время, тогда возможности были совсем другими…

Мы предложили выпускникам ответить на вопросы: «Куда хотите поступить? Почему и что помогло определиться с выбором?» Вот что у нас получилось.

Карина Б. планирует поступать в Высшую школу экономики для максимальной реализации своих талантов, помогло ей принять правильное решение с выбором профессии участие в городских мероприятиях Российского движения школьников.

Ирина Н. выбрала для себя Российский университет дружбы народов, медицинский факультет по направлению «Лечебное дело». Определиться с выбором профессии помогли обучение в профильном классе, пример близких, а также участие в олимпиадах и городских конференциях.

Полина Д. будет поступать в Московский педагогический государственный университет, на филологический факультет. На выбор профессии повлияли участие в проекте «Профессиональное обучение без границ» и уроки любимых учителей.

Мария Х. хочет стать студенткой Московского института психоанализа. Интерес к психологии стала проявлять в школе, участвуя в волонтерском движении.

Сразу понятно, кто уже душой прикипел к профессии и будет добиваться своего, а кто пока еще только мечтает.

Как это было всегда, первое и очень важное звено в решении профориентационных проблем – это классный руководитель. Первая задача, стоящая перед ним, – определить круг интересов ребят, особенно 6-7‑х классов. Нужно понимать, что в этом возрасте часто круг интересов не стыкуется с профессией, да и о профессиях ребята мало что знают. Знакомство с современными профессиями приобретает в этом возрасте очень важное значение: что за профессия, чем она дает возможность заниматься, с какими сложностями можно столкнуться, какие перспективы она открывает. Важно, чтобы это были серьезные классные часы, беседы, а не просто эмоционально-восторженные рассказы. Необходимо получить обратную связь: над чем задумался ученик, узнав о профессии? Так мы строим нашу работу с классами.

Проводится серьезная работа и с родителями. Именно их надо в первую очередь ознакомить с теми огромными возможностями, которые предоставляет Москва. Беседа с родителями показала, что они об этом мало что знают. На первое место вы­шли предметные олимпиады, потом олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». Но, к сожалению, почти никто не назвал такие значимые мероприятия, как профессиональные стажировки в рамках проекта «Субботы московского школьника», профориентационный марафон «Профессии мегаполиса» или КВН «Вернисаж профессий». Вывод один: надо усилить работу среди родителей. Тогда в эти мероприятия придет намного больше ребят. Это поможет им сделать свой выбор. Такова цель следующего учебного года.

В этом учебном году мы уже освоили городской проект «Билет в будущее» – это психологическая поддержка обучающихся в выборе профессии. Здесь и диагностики (очень хорошо себя зарекомендовавшие), и посещение учебных заведений, и мастер-классы. Это очень важный аспект работы.

В учебной деятельности упор сделан на раннюю профилизацию обучения. В следующем году в нашей школе открывается несколько направлений в рамках образовательных вертикалей. Среди них «Математическая вертикаль» (уже освоенное направление деятельности), «IT-вертикаль», «Естественно-научная вертикаль», «Медиавертикаль», «Лингвистическая вертикаль» и «Кадетский класс в московской школе».

Конечно, мы рассчитываем, что раннее освоение профилей даст возможность ребятам и их родителям более точно выбрать индивидуальную образовательную траекторию. По крайней мере, можно попробовать свои силы в разных образовательных областях.

У нас есть медиакласс. Интерес к этому практико-ориентированному проекту очень велик. Наши ребята участвуют в публикациях газеты «Пресса в образовании» (приложение к «Вечерней Москве»). Их материалы вы можете прочитать в рубриках «Шпаргалка», «За и против», «Новости». По оценке самих ребят, такое участие в непосредственной деятельности газеты дает мощное представление о профессии журналиста. Конечно, этот проект мы продолжим.

Мы поняли, что нужно усилить волонтерскую направленность деятельности кадет, с этим согласны и сами обучающиеся, и их родители.

Администрация, коллектив учителей, психологи стараются создать такую среду, в которой выбор жизненной траектории нашими учениками и выпускниками был бы наиболее точным и наименее травматичным. Что получилось? Увидим! А пока… удачи нам всем!

 

Римма ЗАНДМАН, учитель русского языка и литературы школы №1512

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте