search
main
0

Романтики из Долины Роз. Самый интересный урок – общешкольный час общения. К нему готовятся заранее

Роза-Долина – название деревушки в Азовском национальном районе – просто обязывает любить природу. Романтики и путешественники здесь, конечно, и живут. В основной школе – 60 учеников, 12 учителей. Феномен – в школу ходить здесь любят все!

Научный форум в березовой рощеВо главе с завучем  Галиной  Михеевой, по профессии учителем химии и биологии, а по призванию  географом и геологом, ученики  участвуют в  экскурсиях, экспедициях, слетах, где собирают материал по родному краю. Дети посетили и  описали притоки Иртыша, составили рефераты, оформили стенд. Изучение главной реки региона  введено в программу. На притоках  Туй и Шиш обнаружили бобровые хатки, составили план восстановления численности этих редких в области животных. Нынче разновозрастная группа ребят совершила большую экспедицию – прошли путем выдающегося естествоиспытателя всех стран и времен Петера Симона Паласа, собиравшего в конце XVIII  столетия   географические, геологические, ботанические, зоологические, этнографические и другие материалы в Сибири. Путешествовали, впрочем, туристами. Но приглядывались внимательно – как  сделать чище уникальное по составу грязей озеро Эбейты,  как облегчить зимовку розовых фламинго, облюбовавших соленые водоемы области? А вдохновившись,  взялись за большое самостоятельное дело. Розы в Долине растут плохо – все больше березы. Две рощи всего в трех километрах друг от друга стали вести себя странно: одна крепнет, другая чахнет. Прямо в лесу развернули лаборатории – химические, физические. Изучили состав почвы,  каких вредных веществ больше в больном лесу. Посчитали возраст обеих рощ по срезам деревьев. Высчитали количество муравейников, выяснили, какие виды растительности мешают расти белоствольным красоткам. Получилось целых 50 исследований! Лаборатория художников в это время творила под руководством молодого специалиста Снежаны Яковлевой  – кто на бумаге, кто на бересте изображал любимые деревья. О том, что они любимые, четвероклассник Юра Лаврухин прочел свое стихотворение «Березы живут в моем сердце», с чего и началась научно-исследовательская конференция в чистом поле. У Галины Ивановны, женщины решительной, потрясающе работоспособной, детей несколько десятков – и своих, и учеников она называет птенцами.  Педагогический стаж у нее 33 года, а в этом году  своеобразный юбилей –  25 экспедиций  с ребятишками. Если посчитать ночи, которые она провела в палатках, получится аж 8 лет! Благо Михееву поддерживает Галина Саренко, заведующая кафедрой естественно-географического и технологического образования  Института образования Омской области. В прошлом году даже выбила ей оплату за два часа кружка – до этого Галине Ивановне  достаточно было энтузиазма. «Березовый форум» тоже, конечно, организовывали со  специалистами  ИРО. И Омское отделение Русского географического общества, членом которого Михеева является,  своим вниманием не обходит – исследования  ребят важны для серьезных ученых. Азовский Комитет по образованию способствует – чтобы провести столь масштабную конференцию,  роза-долинских учителей оказалось мало, поэтому роно призвало  лучших со всего района. Погода выдалась ветреная, и участники конференции без устали попивали чаек с пирогами. А на обед – фирменные блюда розадолинцев: плов на костре  и баурсаки. Их готовили две женщины, явно не педагоги по виду.- Да мы просто соседи Галины Ивановны. И хоть наши дети давно отучились, как родной школе не помочь! В самом деле, ведь Роза-Долинская школа – центр села: и культурный, и спортивный, и научный. Например,  разработали проекты пришкольных цветников – всю деревню теперь радуют ноготки, настурции, ромашки и, конечно, розы,  им тут все-таки полагается быть, хотя и приживаются плохо. И ветеранов поздравляют, и старичкам помогают, и концерты устраивают, еще и родителей вместе с бабушками-дедушками в  спортивные мероприятия втягивают. И все это  строго по науке.33 богатыря в помощьДело в том, что Роза-Долинская основная  школа два года назад стала стажировочной площадкой Института развития образования по введению новых ФГОС.- Начиная работать по новым стандартам, наш коллектив понимал, что нужно не просто предоставить доступное, качественное и бесплатное образование,  это мы и без того делаем, – рассказывает Елена Светличная, директор Роза-Долинской основной школы. –  Поэтому мы попытались перестроить образовательный процесс, используя новые подходы. Ведь нам приходится опираться на малоизмененный учебник, недостаточно оснащенные кабинеты, отсутствие интерактивных досок, мобильных мест учителя и учеников,  одним словом, на то,  что подразумевается под определением «малокомплектная сельская школа». В малокомплектной школе невозможно создать методические объединения  учителей-предметников. Поэтому при организации мероприятий создаются творческие лаборатории, состав которых постоянно меняется в зависимости от целей. Каждый делает свой проект по общей теме, а потом они складываются, как пазлы, в единую картину. На педагогическом совете было принято решение при переходе на новые стандарты применить кабинетную систему обучения. А  учебные часы 1-го класса распределить предметникам, кроме учителя начальных классов, который ведет русский, математику и литературное чтение. С одной стороны, переходя в другие кабинеты,  ребенок ощущает атмосферу предмета, тем более что оформлены они старшеклассниками, и малыши понимают – есть на кого равняться. С другой стороны, ребенок привыкает  ко многим учителям, и отрываться от первой учительницы, почти мамы, ему потом будет легче. Педагог при такой системе может гибко и четко скорректировать переход программы от начального образования  к основному. – Мы пытаемся  частично отойти от классно-урочной системы, интегрируя урочную и внеклассную деятельность, ведь в условиях малокомплектной школы во внеурочных  занятиях не могут быть задействованы только ученики одного класса – их мало, лучше увлечь  всех, – рассказывает  Елена Борисовна.Например, в начальной школе 4 класса, но 2 класса-комплекта. Поэтому  уроки иностранного, рисования,  музыки, физкультуры и  технологии объединили. При этом дети учат друг друга. Старшие ребята,  закрепляя тему, обучают младших, используя разные методы, включая  интересные задания и  подвижные игры. Наставничество в Роза-Долинской школе  нетрадиционно своей юностью.  Например, художественный талант дети развивают в кружке, где знакомятся с различными методиками выполнения рисунков,  в школьной программе это не предусмотрено. А самые креативные кружковцы становятся инструкторами для младших,  с удовольствием знакомя их  на уроках изо с новыми техниками. Опытные путешественники, за плечами которых не одна экспедиция, тоже инструктируют малышей в вопросах природоведения, географии, биологии, химии. Но самый интересный урок – общешкольный час общения, когда все 60 учеников собираются в большом классе и обсуждают одну тему. Например, поэзию. Заранее готовятся – кто-то учит стихи, кто-то пишет доклад про поэтов. Омская область, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте