search
main
0

Романтики для гениев

Когда-то много лет назад я испытала чувство, память о котором пронесла через десятилетия, – чувство полной и безысходной трагической неспособности соответствовать тому моменту, который подарила мне судьба. Родились двойняшки, и я, стоя над их кроватками, постигая характеры и желания этих «пришельцев», с отчаянием понимала, что то совершенно разное, индивидуальное и уникальное, что есть у каждого моего ребенка, требует от меня таких душевных сил и глубин, которых и для воспитания даже одного надо еще нарабатывать, собирать, воспитывать в себе.

Э​то чувство вины за, возможно, несбывшийся по моей вине расцвет каких-то важных сторон и граней маленьких личностей живет со мной постоянно. Потому что рядом живет убеждение: все дети от природы намного талантливее, космичнее, вселенски универсальнее и умнее, чем те, что зовутся уже взрослыми. Только надо успеть, уловить, почувствовать, подыграть и не закрыть волшебную дверцу к этим бездонным способностям.Совершенно точно могу сказать: почти три десятилетия назад это понимали немногие. Их звали педагогами-новаторами, создателями авторских методик, их не жаловали власти, их опыт и желание помочь сберечь в каждом ребенке его уникальность считали досадными и досаждающими причудами.Именно поэтому так важно и интересно было узнать и увидеть сейчас, насколько подход к развитию дошкольного воспитания стал серьезным, творческим, научно обоснованным и, что самое интересное, почти что авторским, когда по выбору руководства детского сада его коллектив может опробовать любую из предложенных методик.Предлагают, в общем-то, несколько хорошо известных специалистам программ, например, «Детский дом – дом радости», «Истоки» или давно известную специалистам детсадов программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, подготовленную с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования. Но главное в том, что, выбирая, руководители и педагоги того или другого детского сада могут оценить и сами эти программы, и свои силы, а уже потом работать, привлекая и свой опыт, и свои творческие начинания.Для тех, кто чувствует, что готов к новым высотам в педагогическом процессе, есть возможность включиться в работу одной, а то и сразу двух экспериментальных площадок, руководство которыми ведут научные специалисты разных педагогических вузов и коллективов. Причем те названия экспериментальных площадок и проектов, которые для самих научных специалистов звучат, возможно, музыкой, для людей из детского сада с ходу, как правило, непроизносимы. Я и сама записывала их под диктовку, заглядывая в бумаги и буклеты, разложенные на столах заведующих и старших воспитателей детсадов.Некоторые немного пугали даже своим началом: «Проектирование модульной системы психолого-педагогического обеспечения развития…», «Антропологическая модель психического здоровья и условия ее реализации…», «Педагогическое проектирование как условие развития детской проектной деятельности…», «Пропедевтика детской проектной деятельности в детском саду и в начальной школе… в соответствии с требованиями образовательных стандартов второго поколения». Окончательно приуныв где-то между «Технологией преемственности как условием преодоления…» и «Экспериментально-инновационной сетевой площадкой по мыследеятельной педагогике», я вдруг получила неожиданную поддержку, позволившую увидеть все происходящее совсем в другом свете. Руку помощи протянул коллектив педагогов, организаторов и воспитателей детского сада №690, на одном из заседаний которого я опять услышала очередное подобное научное словосочетание. И наверняка была не первой здесь, кого озадачили умные термины.«Мы предлагаем свое изложение того, что значат проекты с такими серьезными названиями, – с улыбкой пообещала педагог-организатор Татьяна Николаевна Демина. – Родителям так понятнее, и мы про это даже маленькую поэму в стихах написали».Поэма была о буднях этого детского сада, где «комнаты игрушек полны, с зарею там детишек волны», «детей к науке приобщают, эмоции в них развивают, и в мир науки повели». Потом в поэме, как в сказке, возникла «общность» единомышленников – взрослых, которые все вместе в детьми начали «сказки сочинять, по ним мультфильмы создавать и, путешествуя по миру, за крабами на дно нырять и собирать в лукошко грядки, все шутки, игры и загадки». Будет там еще и про подготовку малышей к школе, и про развитие воображения, «чтоб в мир большой могли шагать», и про развитие самих педагогов, которые полностью открыты всему новому, что предстоит им постигнуть в процессе работы в экспериментальных проектах и в ежедневный план которых входят слова из поэмы «…могу проекты создавать и буду думать день и ночь, науке нашей как помочь».Не знаю, как там насчет науки, а мне педагоги детсада №690 здорово помогли. И не только тем, что с легкостью, шуткой, талантом понимания и высокой степенью профессионализма сумели перевести строгую научность в понятную и на неискушенный взгляд простую, но требующую такого труда и самоотдачи повседневность. Просто, пока слушала рассказы о десятилетиях работы этого комбинированного детсада и успехах малышей, которые, часто поступая сюда с теми или другими проблемами развития и задержками, выходят хорошо подготовленными к школе воспитанниками, уверялась в простой истине: как бы умно ни назывались любые научные концепции и проекты, они смогут жить лишь тогда, когда есть люди, умеющие их реализовывать. Пока смотрела мультфильмы, которые делали дети сообща с педагогами, пока дивилась небывалой атмосфере комнаты релаксации, придуманной педагогами для детей, пока восседала в деревянном волшебстве музея «Горенки», где обычно за столами, на удобных лавках рядом с русской печью располагаются на чаепитие все по очереди группы детсада, понимала главное – сколько десятилетий ни пройдет, а все равно успех в работе с маленькими пришельцами будет определяться не длинным названием любого эксперимента, а добротой, умом, профессионализмом и небывалой самоотверженностью тех людей, которые всей душой заботятся о развитии и благополучии маленького человека, понимают, как важно с младенчества помочь реализоваться личности ребенка.Это уже много десятилетий, с самого дня создания этого детского сада №690, понимает его заведующая Нина Ивановна Козлова и, конечно, может сравнивать, насколько сейчас больше разных возможностей для реализации любых новшеств, о которых в былые годы задумывались лишь немногие педагоги, звавшиеся новаторами.Теперь же активно развивавшаяся система дошкольного воспитания помогла появлению новых форм образования – при детских садах работают центры игровой поддержки ребенка, консультативные пункты для родителей, лекотеки, службы ранней помощи для детей с проблемами развития, группы кратковременного пребывания, группы ранней направленности. Благодаря их деятельности можно рассчитывать на то, что маленький «пришелец» получит то внимание и понимание, о котором раньше взрослые даже и не задумывались.Сама Нина Ивановна рассказывает, что когда их детсаду предложили открыть Центр игровой поддержки ребенка, в который будут приходить родители с малышами чуть ли не с полугодовалого возраста, она не сразу решилась на ответ. Опыт и привычка оценивать колоссальную ответственность за жизни и судьбы маленьких людей заставили ее много раз задаваться вопросом, справятся ли, получится ли эта новая форма работы, когда в детсад потянутся чуть ли не груднички с родителями, работа с которыми потребует и освоения новых методик, и привыкания к новому контингенту.К таким сомнениям, исканиям, самопроверкам я, кстати, успею привыкнуть, потому что замечу, что чем больше опыта и стажа работы у руководителей и педагогов детсадов, тем более тщательно и самокритично оценивают они свои возможности принять на свою территорию тот или другой новый проект. Казалось бы, что стоит опытному коллективу подключиться к тому, чем они и так все время занимаются, но только в чуть другой форме, кто осудит и заметит, если вдруг где-то «недотянут» или, наоборот, «перестараются» – при нынешней нехватке мест в детсадах родители рады любому вниманию со стороны их педколлективов. Но в том-то и дело, что подобные корректировки норм и подходов в нашей стране нынешних непрофессионалов совсем не коснулись тех, кто по-настоящему относится к своей профессии работника детсада. Чем больше знакомилась с коллективами хороших детсадов, тем явственнее убеждалась – эти люди, по долгу и воле своих сердец взявшиеся за воспитание наших малышей, может быть, даже становятся в современных реалиях последним нравственным укреплением на пути распада общности, называемой народом.Но тогда Нина Козлова решение приняла сразу после первых же пробных занятий – увидела по-новому ситуацию с гениальными «пришельцами» и их беспомощными родителями. До этого она встречала своих воспитанников уже в детсадовском возрасте, когда с поступившими туда детьми и их родителями требовалось чаще всего уже работать «над ошибками» –  рассказывать им об интересах, особенностях, проблемах детей, учить их играть и заниматься малышами. Теперь же, придя в Центр игровой поддержки ребенка, родители сразу вовлекаются в процесс игры, воспитания, творческого развития – они играют вместе с детьми, выполняют задания, учатся понимать, что важно для малыша в тот или иной период взросления.«Вначале мамы сели у окна, положили сигареты на подоконник и стали ждать, пока их детьми займутся, а они пойдут на перекур, – вспоминает Нина Ивановна. – Но уже через несколько занятий о перекурах забыли, родители с интересом участвовали во всех играх и упражнениях для детей, а порой и сами начинали увлеченно играть в детские игры – стало понятно, что им самим интересно. И удивительно, они подходят порой и говорят: «Вы знаете, мы никогда не понимали и не представляли, как это весело и здорово – понимать своих детей, видеть, как они на глазах раскрываются и предстают личностями, с которыми можно уже сейчас правильно и грамотно строить отношения».Эту интонацию радостного удивления, которая была в рассказе заведующей, я отмечу и запомню – чтобы так удивляться и радоваться тому, что великовозрастные мамаши учатся понимать своих детей, надо иметь особое дарование, которым наделены только немногие люди.  Эту поразившую меня интонацию я вновь услышу в разговоре с педагогами другого детского сада №2394, когда его заведующая Екатерина Васильевна Соловьева, много десятилетий посвятившая тому, чтобы их детсад стал местом, где хорошо и детям, и родителям, рассказывала и о том, как давно идет в саду работа по развитию креативных способностей детей на основе эколого-культурной и игровой деятельности, и о том, какие праздники времен года они проводят с детьми, и о том, какие огороды и сады разбивают они на территории сада, и о том, как дети ухаживают за огородом, а потом создают истории, в которых живая природа, ее представители выступают как друзья и давние знакомые. Птицы и кормушки для них, праздники лета, весны, осени и костюмы, и сюжеты для них, занятия маленьких исследователей, которые узнают о свойствах воды, глины или, может, даже солнечного луча – все это направлено на умение креативно, нестандартно мыслить. Программу экологического воспитания детей коллектив этого детского сада начал фактически три десятилетия назад, когда еще никаких нынешних программ и площадок не было и в помине. Тогда же начали собирать материал для книги сказок – родители с детьми писали свои сказки, истории, впечатления, оформляли их, и теперь в детсаду есть специальное место, где все эти истории и альбомы хранятся. Традиция продолжается и по сей день, потому что, когда дети и родители вместе готовят мероприятие, вместе организуют экскурсии и поездки, а потом описывают это, фантазируя и создавая свои нехитрые на первый взгляд истории и приключения, это позволяет создать из обычных родителей и детей детско-взрослую общность. Именно так называют в этом детсаду возможность сплотить родителей, детей и воспитателей в работе над тем или другим проектом.«Поверьте, это такое счастье, когда ты можешь подарить родителям и детям радость общения и понимания, – говорит Екатерина Васильевна. – Представляете, подходят много раз родители и говорят: «Мы даже не думали, что наш ребенок на такое способен, что он так много знает и понимает. И это всякий раз такой подарок!»Это удивленно-радостное «Представляете?!» есть и в лексиконе заведующей детсадом №2721 Галины Борисовны Ярошевской, когда она рассказывает о совместной образовательной деятельности взрослых и детей, которую уже не первый год проводит коллектив детсада. Детсад имеет статус Центра развития ребенка, по программе художественно-эстетического развития готовит постановку детских мюзиклов при участии родителей, ведет работу музыкально-художественных творческих мастерских и открывает двери клуба «Мамина школа», куда приходят на практические занятия, проводимые педагогами-психологами и социальными педагогами родители с детьми. Сюда приходят целыми семьями – плавать в бассейне, заниматься спортивными играми, проводить праздники.«Многие родители говорят, что намного ближе стали с детьми после таких встреч и мероприятий, – уверена Галина Борисовна. – А для нас это огромная радость, потому что работаем для того, чтобы помочь малышам найти и реализовать себя в этом мире, и гордимся, и радуемся, когда чувствуем отклик».И тут наконец я нашла нужное слово для этих людей, умеющих перекладывать в поэмы научные программы, не перестающих после десятилетий ежедневного общения с новыми и новыми поколениями детей и родителей удивляться и радоваться их малейшим успехам, не устающих хранить в душе желание сделать мир лучше и краше. Они романтики. И может быть, это и есть самый главный секрет наших воспитателей и педагогов, которые так и не устали за все те годы, что переворачивали и меняли нашу страну и весь ее уклад, встречать все новых «пришельцев» и радоваться их появлению.В программах, которые осваивают детские сады, есть такие лидеры, на которых равняются или могут равняться все другие коллективы. Это ресурсные центры, работающие на базе детсадов и школ, у которых есть силы, возможности, подготовка, необходимые для того, чтобы стать творческой группой, вокруг которой могут объединяться другие детсадовские коллективы. Названия ресурсных центров говорят сами за себя: «Все лучшее – детям», «Знаю много языков», «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур», «Маленькие гении». Все эти программы направлены на то, чтобы подчеркнуть, что нынешние дошкольники – это дети нового поколения, активные, открытые всему новому, что появилось в современном мире, маленькие гении, которыми приходят в этот мир все малыши. Повезет ли «пришельцу» попасть в такой центр или будет он приписан к другому детсаду, который пока только равняется на уровень ресурсных центров и центров развития, главное останется неизменным – присутствие романтиков, без которых не состоится ни один маленький гений.А к знакомому чувству вины за, возможно, несбывшееся в судьбе малышей я теперь прибавила обнадеживающую интонацию радостного удивления, которую мне подарили романтики из детского сада. Уж они-то знают, как не дать затеряться маленьким гениям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте