– А бывает у вас такое, что корреспондент падает в воду? – ворчу я, забираясь по хлипенькому трапу на яхту «Заря».- Вытащим! – хохочут мальчишки.- А если я плавать не умею?- Научим!
Яхтинг – это дисциплинаМоим будущим «учителям» – от 8 до 15. Поэтому на всякий случай крепко держусь за руку капитана Александра Викторовича Отмахова, проползая по борту яхты в трюм. Вообще я думала, что яхта – это такое громадное сооружение с белыми распущенными парусами. На картинке видела – про жизнь Абрамовича. У яхт-клуба «Романтика» городского Дворца детского (юношеского) творчества запросы скромнее, здесь ведь дети только учатся. Зато счастья, кажется, больше. Паруса мы не распускали – погода не способствовала. На руле 15-летний Вадим Отмахов, из династии яхтсменов. На носу, у парусов, следя за галсом, трое его товарищей. Мы, гости, сидим на борту, мерзнем в пуховиках, а на лицах мальчишек – истинное наслаждение. Можно забраться в крошечный кубрик, где есть места для сидения и даже лежания, крошечная плита, изображающая камбуз, и даже узенькая полочка под шутливым названием «гробик» – тот, кто внезапно захочет уединения, может при желании сложиться там в три погибели. А вообще-то это небольшой деревянный погребок для хранения продуктовых запасов. Но мы мерзнем ради гостеприимных хозяев, делая вид, что наслаждаемся путешествием. У меня, правда, в голове одна мысль: «Как же я сойду на берег, обратно?» Идти навстречу ветру под парусом, бороться со стихией, лететь сквозь солнечные брызги вперед… Мечта? Для омских мальчишек и девчонок реальность! Пионерский яхт-клуб «Романтика» во Дворце детского творчества создан в октябре 1980 года. Основателем его был Виктор Дмитриевич Тюшев – ветеран войны и труда, отличник народного просвещения. Материальной базой яхт-клуб обеспечивали шефы – рабочий коллектив судоремонтного завода города Омска. Токарный станок, слесарный, фрезерный, металлические столы с тисками – это были первые подарки яхт-клубу. А потом ребята сами учились строить корабли. И первой была яхта класса «Оптимист», сделанная их руками. Первые выпускники яхт-клуба до сих пор остались в парусном спорте, они часто бывают здесь, стараются помочь в организации ремонта советом и делом. Один из них – Александр Викторович Отмахов, ныне один из трех тренеров «романтиков», – водит меня по ангару, здесь на зиму складируются яхты. Увы, навигация кончается, «романтики» спускают паруса. Но романтика парусного спорта остается. В клубе три тренера, у каждого по две команды человек из 12-15. Желающих гораздо больше. Готовы не только держать штурвал, но изучать историю парусного флота, такелажное дело, создавать прекрасные макеты кораблей, которые украшают учебный класс яхт-клуба, овладевать теорией парусного спорта, заниматься в бассейне и в спортивном зале. А еще зубрить азбуку Морзе, морские термины, правила судоходства…- Тут такая штука, – говорит Александр Викторович. – Когда ребенок приходит, ему все нравится, все интересно, но потом он начинает уставать, тренировки ему надоедают… Конечно, тут нужен индивидуальный подход. Если парусный спорт на самом деле не его, то заставлять не стоит. Но если просто некоторая слабость, нужно помочь переждать этот момент, дать толчок к дальнейшей деятельности. Мы разговариваем с ребенком и с родителями, потому что именно они часто идут на уступки, как только дети пытаются увильнуть от какого-то дела, и объясняем, что если он сейчас бросит, то скорее всего так же произойдет и с другими занятиями.По весне ребята начнут шкурить, красить, латать дыры, пользоваться отверткой и гаечным ключом, в общем, подготавливать суда к выходу на воду. После 2-3 лет занятий в яхт-клубе дети готовят снаряжение практически самостоятельно, тренеры только немного помогают и подсказывают, будущие капитаны должны уметь работать руками. Через некоторое время юные яхтсмены уже способны производить мелкий ремонт своей лодки или парусного снаряжения.- Парусный спорт не так популярен, как футбол, – сетует Александр Викторович. – Но во-первых, секция ограждает ребят от улицы, а тут половина мальчишек – безотцовщина. Ведь яхтинг в первую очередь – это дисциплина. Все же экстрим. Поэтому прежде, чем на яхту взойти даже матросом, ребят учат правилам безопасности, которые помогают им всю жизнь в любой отрасли. Парусный спорт строит характер. Ветер, солнце, вода закаляют организм. Борьба со стихией, со своим страхом – это тренировка силы воли. Основной девиз на воде – помочь человеку в опасности. Это закладывается у яхтсменов с детства. И еще у человека появляется ответственность за экипаж, за пассажиров. Здесь, как нигде, можно проявить себя. И не только тем, что 15-летний рулевой управляет яхтой. Это интеллектуальный спорт. Школьник учится предсказывать погоду – ветер, облачность, волну, течение, становясь ближе к природе. Он постигает азы физики, геометрии, еще не изучая их в школе. Знакомится, например, с понятием «градус» при изучении поворотов или курсов относительно ветра, понимает, какие силы действуют на яхту, как работает парус и прочее. Его словарь пополняется терминами из морской лексики, родители слышат дома слова вроде «дрейф», «дифферент», «стаксель», «гика». Яхтсмен обязан думать все время! На одной волнеДумающие яхтсмены ждали нас в учебной комнате и галдели громче чаек. Каждому хотелось рассказать о своих приключениях. Здесь они учатся теории, на воде будет некогда: не так что-то сделал, не вовремя наклонился, бросил руль – и можно получить гиком по голове. Приходят сюда почти каждый день, как в школу, только в другую смену. Но поскольку люди они думающие, то учатся вполне достойно. Хотя и не ботаники, шустрые слишком. 14-летний Андрей показал мне древнейшее изобретение человечества – морские узлы, которых существует более 150 видов.- Правда, я пока освоил простейшие, штук 20, – со смущением признался. Вот, а говорят, что моряки – прямые потомки барона Врунгеля. Иван рассказал, как было весело прыгать с борта на борт на крейсерской лодке, чтобы не было крена. А ведь когда пришел в клуб в 9 лет, два года назад, не то что плавать не умел – воды боялся! – Кстати говоря, потеря страха – это один из факторов, приводящих к тому, что тонут даже мастера, – говорит тренер. – Мы объясняем это детям. На смену страху должно прийти мастерство. Юная Юля твердо заявила: «Нет такой приметы – не к добру, когда женщина на борту. Нас, девочек, в клубе четверо, мы самые аккуратные! И сильные!» Ваня только этим летом научился управлять «Оптимистом» – одноместной учебной яхтой, но уже твердо решил – будет капитаном. Это, впрочем, мечта общая – стать капитаном. Многие ребята идут учиться дальше – в речное училище, Институт водного транспорта. Каждый год выезжают на соревнования на моря – в Геленджик, Новосибирск, где огромное водохранилище, Санкт-Петербург. И отовсюду привозят призовые кубки. Вячеслав Мартынов, участник чемпионата Европы, тоже не исключение. Среди «романтиков» – олимпийский чемпион Александр Музыченко, множество мастеров спорта Российской Федерации и международного уровня, а уж кандидатов и вовсе не счесть. И все без исключения выпускники имеют квалификацию яхтенного рулевого с правом управления яхтой, спортивный разряд или звание, судейскую категорию. Несомненно, в этом заслуга педагогов яхт-клуба «Романтика» Александра Юрьевича Корнешова, Александра Викторовича Отмахова, Евгения Владимировича Бочарова.Но самое трудное, как ни странно, не соревнования, а ежегодные летние походы, точнее, заплывы на излюбленные места Иртыша. Тут-то и проявляется главное умение – работать в команде. Иногда берут с собой родителей, когда сильно просятся, уже сами втянулись, как говорят: «Мы здесь разные, а там – на одной волне». Драить палубу или стирать носки им, конечно, дети не доверяют, чистота – дело морское. А вот кашу сварить, праздник Нептуна или посвящение в яхтсмены организовать – пожалуйста. Причем организаторам больше всего и достается – их в воду макают обычно первыми. Однажды даже до Нины Павловны Разумовой, директора дворца, прибывшей в качестве зрителя нарядной и при макияже, добрались. Евгения Болконская, мастер швейного производства, регулярно ходит в плавание уже с двумя сыновьями. Третий, младшенький, пока сомневается, будет ли он заниматься в клубе. А про старших она говорит: «Вижу, растут мужчинами, взрослеют от похода к походу».Поход – своего рода естественный отбор. Странно, но те, кто прекрасно знает теорию и умеет управлять судами, часто просто не умеют жить в коллективе, а главное, не хотят этому учиться. А взаимопонимание в морском (речном) деле особенно важно. Не случайно команду, которую отдает капитан, матрос обязательно должен проговорить, повторить. На корабле и на стоянке не положено громко разговаривать, а тем более выяснять отношения, более того, число вопросов, имеющих отношение к работе, должно быть сведено до минимума. Это и есть одна волна, когда люди понимают друг друга с полуслова. – Вот на «Титанике» все правила нарушили! – возмутился кто-то из будущих капитанов. – Команды-то настоящей не было! Если бы им управляли, такого бы не случилось.Парусный спорт не цель, а средство для достижения цели. Средство быть счастливым. Наверняка не все из «романтиков» станут капитанами, но каждый научится управлять своей жизнью.Омск
Комментарии