search
main
0

Романтик с весною в сердце

– Я считаю, что избрала в жизни непрестижный путь. Но он более созвучен моей душе, – говорит Наталья Борисовна Голицына. – Я утопист. И как и все утописты, стремлюсь закрыть глаза на реалии.
Имя петрозаводского педагога Натальи Голицыной, к сожалению, малознакомо широкой общественности. А ведь это преподаватель, добившийся выдающихся результатов. Один из ее учеников в мае этого года досрочно стал студентом биофака МГУ.

Чтобы понять, какое огромное место занимают живые существа в жизни Натальи Борисовны, нужно увидеть ее наедине с питомцами. Как мастерски она убирает птичью клетку, как серьезно – на равных – разговаривает с собакой! Я уже не говорю о трогательном кормлении из бутылочки детеныша обезьяны.
К Голицыной поразительным образом тянутся животные и дети. Когда-то и я попала под очарование Натальи Борисовны.
– Мы познакомились на педагогической практике, я тогда просто заболела Наташей, – рассказывает ее подруга и ближайшая коллега по работе, заведующая кафедрой естествознания Карельского института повышения квалификации работников образования Людмила Исааковна Фрадкова. – Это интеллигентный и воистину добрый человек. Она сыграла огромную роль в становлении многих ребят – готова часами сидеть с увлеченными детьми. По натуре абсолютно неконфликтна. Еще она сверхпорядочный человек, а потому чужим неблаговидным поступкам всегда ищет объяснение.
У Натальи Борисовны напрочь отсутствуют честолюбие и тщеславие, ей жаль публичных людей. Не устает удивляться, как ради достижения социальных амбиций можно выставлять на обозрение личную жизнь.
Голицына работала в лаборатории паразитологии КНЦ РАН. Ученый, безумно любящий свою профессию, она по ряду причин ушла из науки, стала вести кружок во Дворце творчества детей и юношества.
– Иду, вижу красивое здание Дворца, в котором в детстве мечтала заниматься, открываю дверь. Мне тут же предлагают место заведующей отделом технического творчества, – вспоминает Наталья Борисовна. – Отвечаю, что хочу работать с детьми, быть руководителем зоологического кружка. Дети романтичны, ярче видят добро и зло.
Несколько лет назад она загорелась идеей создать во Дворце зоопарк. И тут же, к изумлению окружающих, у нее открылись пробивные способности. Наталья Борисовна завязала контакты с Ленинградским зоопарком и стала возить оттуда зверей. Курьезы, которые стали сопровождать новое предприятие Натальи Борисовны, до сих пор предмет дружеского обсуждения.
Однажды рано утром на вокзале Голицыну с “добычей” встречал ее приятель – такой же, как и она, фанатик природы Борис Кауфман. Он все не мог дождаться, когда наконец приедут обещанные ему лесные сони. До квартиры Голицыных добрались без приключений, зато потом… Одна прыткая соня залезла под кровать, на которой видел сладкие утренние сны муж Натальи Борисовны. Кауфман полез искать зверька. Представьте себе состояние полусонного мужа, который открывает глаза и видит две мужские ноги, торчащие из-под кровати! Далее выползает их перепачканный и всклокоченный обладатель и говорит ему: “Ничего, Сережа, спи!”
Но даже шустрые сони ни в какое сравнение не идут с детенышем обезьяны: с ним было очень много хлопот. Малыш по кличке Прохор принял Наталью Борисовну за маму и ни на секунду не отпускал от себя. Стоило ей уйти, как он начинал плакать. Наталью Борисовну спасала только хитрость: она просила свекровь громко читать газету – Прохор от удивления замолкал, но, увы, ненадолго.
Живность попадала к ней постоянно. Когда во Дворце открылся зоопарк, люди посчитали, что именно сюда можно принести больных, раненых животных. Пришлось руководительнице зоокружка стать и ветеринаром. Всех болезных она забирала выхаживать домой. В квартире творилось нечто невообразимое. Хорошо, ее муж, дочь и сын оказались терпеливыми: жить в лечебнице для зверей – испытание не для слабонервных. Не так просто привыкнуть к явлению в ночи двух немигающих совиных глаз, которые взирают со шкафа, не давая уснуть, или к соседству с зайцем. Особая история – как Голицына прятала от мужа в книжном шкафу двух бройлеров, пытаясь сберечь супругу нервы.
“Дворцовая” эра Натальи Борисовны закончилась переездом зоопарка из Дворца в Республиканский детский эколого-биологический центр: там были более подходящие условия для размещения животных.
Это время она вспоминает с теплотой: зоопарк притянул столько интересных взрослых и детей! Ей удалось познакомиться, например, с Александром Леонидовичем Беляевым – инженером по профессии и птичником по призванию. Вместе с ним они готовили городские выставки птиц.
– В подростковом возрасте интерес к зверюшкам инстинктивен. В это самое благодатное время детям надо открывать глаза на то, что их окружает, вместе с ними жить делами зоопарка, учить воспринимать животных, – убеждена Наталья Борисовна. – Школьный курс биологии не дает детям понимания живого, дает часто лишь оторванное теоретическое знание. Спроси у школьника и ученого, что такое популяция. Первый, мало понимая, о чем говорит, тут же выдаст вызубренное определение. Второй, зная проблему изнутри и памятуя о внутренних противоречиях, задумается над ответом. Мне кажется, самое главное – донести до ученика не строение распятой лягушки, а знание того, что животное – живое существо и имеет не меньшее, чем ты сам, право на существование, его жизнь полна гармонии, счастливых и драматических мгновений.
По мнению Натальи Борисовны, думающий ученик должен пройти путь исследователя, именно школа призвана помочь ребенку делать настоящие открытия.
– Ничто не сравнится с гордостью, что ты сделал маленькое открытие, – говорит она. – Для человека естественен инстинкт познания окружающего мира.
Еще будучи студенткой биофака Петрозаводского госуниверситета, Наталья Борисовна окончила курсы ТРИЗа (теории решения изобретательских задач) на факультете общественных профессий вуза и много лет была членом клуба ТРИЗ. Не случайно, когда в петрозаводской гимназии N 30 открыли экспериментальный класс, в котором все предметы преподавались с ТРИЗовских позиций, на место учителя биологии пригласили Голицыну. В нынешнем году у уникального класса, в котором все 11 лет учебы велся ТРИЗ, был выпускной. Наталья Борисовна может гордиться результатами своего труда: ее ученик Алексей Нестеренко досрочно стал студентом биофака МГУ, блестяще выступив на университетской олимпиаде. Алексей показал лучшие среди всех участников результаты на секции биофизики.
– Очень умные ребята, – говорит Наталья Борисовна о своих выпускниках. – У них потенциал значительно выше, чем у нас, взрослых.
Невольно приходишь к мысли о том, что личность рождается рядом с другой личностью. Голицыной повезло: она воспитанница научной школы, поддерживающей тесную связь с Санкт-Петербургским университетом – хранителем традиций корифея зоологии Догеля. Университетские ученые научили Наталью Борисовну главному – честности в работе: в среде естествоиспытателей велик соблазн подтасовки данных. А еще они научили ее иначе смотреть на мир, с удивлением склоняясь перед каждым живым существом.
– Паразитология полна романтики, – говорит Наталья Борисовна о науке, которой отдала много лет.
Зажигательные речи про паразитов, и не только, я впервые услышала от Голицыной в детском лагере интенсивного обучения и Республиканской школьной очно-заочной школе-клубе, где она преподавала.
– Осознание того, что ты ничего не знаешь о мире живых существ, приходит в зрелости, – размышляет Наталья Борисовна. – Удивительная закономерность: вначале приближаешься к пониманию млекопитающих, потом птиц, сложнее найти контакт с рептилиями и насекомыми. Самое трудное – почувствовать растения. К этому приходишь со временем. Я только недавно открыла для себя деревья. Без них, как и без старого Петрозаводска, не представляю города. Особенно люблю липовый ряд на своей улице Титова. Больно переживала, когда одна липа за неделю высохла. До того, как мы переехали в нашу нынешнюю квартиру, в ней жила одна известная журналистка. Однажды я выглядываю в окно и вижу, как она обнимает мою липу. Видимо, пришла к ней поздороваться. Меня сначала уколола ревность, но потом я почувствовала радость – у нас с ней общая липа!

Анна АНИСИМОВА
Петрозаводск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте