Вдоль дороги, идущей от школы, стоит аллея молодых пушистых сосенок. Их посадили мои выпускники. Такая у нас традиция: прощаясь со школой, оставлять после себя что-то доброе для людей. Как символ, связующий поколения, как эстафету они тогда передали сосенки моим пятиклашкам: растите, ухаживайте за ними. Они трепетно ухаживают, а перед Новым годом деревца украсили самодельными игрушками. Пройдут годы, и уже они в свою очередь тоже оставят после себя новую аллею сосен, которые достанутся следующим моим пятиклашкам.
Есть еще одна традиция, которую тоже придумали мы с моими детьми. На последний звонок они приходят с разноцветными воздушными шариками, к которым прикреплены небольшие бумажные листочки, где записана мечта каждого из них. После П оследнего звонка, торжественной линейки ребята выходят на школьное крыльцо и отпускают шарики. Они взмывают ввысь вместе с письмами. Это небывалое зрелище: небосвод раскрашивается разноцветными шариками. Выпускники провожают их взглядом, пока не скроется за горизонтом последний. Вот так и они выпорхнули из школы вслед за своими мечтами. Они взволнованы: сбудутся ли мечты? Я верю, что все в их жизни будет хорошо, что им будет сопутствовать удача, ведь они не только умеют мечтать, а многое делать, многого добиваться.
А еще мои дети пишут самим себе письма, в которых загадывают желания на пять лет. Когда этот срок пройдет, они снова встретятся и посмотрят, что у каждого сбылось, а что нет. И снова пишут такие же письма на следующие пять лет.
Есть еще одна традиция, я бы сказала – сакральная, потому что мы ею дорожим особо и обязательно следуем. После вручения аттестатов об окончании школы обычно устраиваются выпускной бал и праздничный ужин. А мы все это заменили романтическим путешествием, которого мои выпускники с нетерпением ждут, готовятся к нему и ни на что не променяют.
С аттестатами и цветами мы идем по улицам нашего прекрасного старинного Рыбинска, по тому самому пути, по которому ребята одиннадцать лет ходили в школу. И скоро расходимся по домам, чтобы переодеться и захватить дорожные сумки. Встречаемся на вокзале и едем в Санкт-Петербург, и прежде всего – в Павловск, в его знаменитый парк. Некоторые мои ученики уже успели побывать в нем за годы учебы и теперь радуются встрече с полюбившимися уголками. Они бегут к хороводу березок, напоминающих танцующих девушек в домотканых сарафанах, к дуплу Соловья-разбойника. Остальные впервые открывают для себя Долину реки Славянки, Долину прудов. И все вместе бродят по тенистым лесным тропинкам и широким открытым полянам.
То все надолго замолкают, видимо, думают о своем будущем или просто любуются живописными картинами природы. Слушают тишину, пение птиц. Потом опять начинают говорить, говорить, словно расстаемся на долгие годы.
От красоты, окружающей нас, невозможно оторваться. Здесь одно пространство заметно отличается от другого и в то же время плавно переходит одно в другое. Здесь нет ничего резкого, слишком яркого, мягкость и теплота во всем. Единство стиля и разнообразие пейзажей. Одно гармоничное целое.
Дети, уставшие от экзаменов, от длительных волнений, успокаиваются. И в их душах тоже восстанавливается гармония. Такая поездка после одних стрессов и накануне новых очень нужна им. Хочется привести слова Генриха Гейне: «Когда встречается веселая молодость и цветущая природа – они обмениваются восторгами». А после Павловска обязательно посещаем Екатерининский парк и дворец в Царском Селе, музеи в Санкт-Петербурге.
Людмила БЕЛЯКОВА, кандидат культурологии, учитель русского языка и литературы школы №35, Рыбинск, Ярославская область
Комментарии