Новый роман супругов Дяченко «Масштаб» стал в каком-то смысле прощальным подарком всем, кто ценит творчество этих писателей: 5 мая этого года Сергей Дяченко скончался в США в возрасте 77 лет. Возможно, нас ждут новые произведения, написанные уже в одиночку вдовой Сергея Сергеевича, Мариной Дяченко-Ширшовой, но того волшебного литературного тандема, сложившегося из профессиональных психиатра и актрисы, уже не будет.
Писательский дуэт Дяченко давно и прочно занял свою нишу в области фантастики. За десятилетия своей творческой деятельности они успели стать лауреатами более ста литературных премий, перебраться из Киева в Москву, а оттуда в Лос-Анджелес. В среде фантастов даже укоренилось мнение, что Дяченко – «прямые наследники Стругацких». Но если разобраться, то они не похожи ни на кого, и даже в фантастике сложно подобрать аналоги их творчеству.
Собственно, когда читаешь их произведения, то создается впечатление, что они являются фантастическими лишь по форме. Если исключить те, что однозначно относятся к жанру фэнтези (например, роман «Магам можно все» или повесть «Земля веснаров», которая вошла в один сборник с «Масштабом»), то, как правило, перед нами проходит жизнь обычных людей, но в ней присутствует некое фантастическое допущение, вокруг которого складывается острая ситуация. Нередко героям приходится делать нелегкий выбор, причем нельзя сделать однозначный вывод, где добро, а где зло.
Скажем, в романе «Ведьмин век» описывается общество, в котором часть женщин рождаются ведьмами и способны наносить вред другим людям. Из-за этого пришлось ввести институт инквизиции, который пытается их жестко контролировать, причиняя зло уже самим ведьмам. В «Пещере» герои существуют в мире без насилия и войн, благодаря тому что обитают в двух измерениях: днем ведут обычную человеческую жизнь, а по ночам попадают в пещеру, где превращаются в диких зверей. Хищники убивают более слабых животных, а в реальности человек умирает во сне. В «Vita nostra» молодых людей насильно под угрозой смерти близких и их самих заставляют учиться в институте, где они перестают быть людьми и становятся словами, которые управляют миром.
«Масштаб» в этом плане не исключение. Действие в романе происходит в двух государствах – Ортленд и Альтагора. Они сотрудничают между собой, но в то же время отношения между ними достаточно напряженные. И во многом из-за того, что в Ортленде живут лилипуты, а в Альтагоре – великаны. Первые в буквальном смысле слова умещаются у вторых на ладони. Это вызывает массу проблем и неудобств. Жители Ортленда постоянно испытывают страх перед жителями Альтагоры, которые могут их просто растоптать, а те недолюбливают «букашек», но в то же время не могут без последних обходиться, так как Ортленд более развитая страна – именно оттуда исходят столь необходимые альтагорцам технологии.
Меж тем правительство Ортленда нашло средство от угрозы «большого сапога»: «Все знают, что вирус, убивающий великанов, уже создан и ждет своего часа в пробирках. А вирус, превращающий великанскую электронику в груду хлама, уже написан лучшими программистами и хранится на недоступных серверах». А пока между правительствами двух стран действует некий договор «о непричинении вреда» и существуют дипломатические отношения. Правда, послам обоих государств приходится играть роль заложников в чужой стране.
Лео Парсель – знаменитый сыщик из Ортленда. И когда в Альтагоре погибает ортлендский посол, именно его отправляют расследовать это дело. Если в ближайшее время оно не будет раскрыто, может начаться война.
Так Лео знакомится с Эльзой Бауэр – майором сыскной службы министерства обороны Альтагоры. В ходе расследования между ними начинается что-то вроде романа, хотя какой роман может быть между великаншей и лилипутом? Но тем не менее какие-то отношения возникают, и это придает истории дополнительный драматизм, так как главным героям постоянно приходится от чего-то спасать друг друга.
В процессе совместного расследования выясняется, что посол Ортленда планировал передать альтагорцам формулу вакцины от вируса, убивающего великанов. И хотя это благородный порыв, с точки зрения властей Ортленда такой поступок приравнивается к государственной измене.
В последний момент посол, передумав, сжигает микропленки с информацией о вакцине. Стресс приводит к несчастному случаю. Никакого убийства не было. И выясняется, что, если бы даже у великанов появилась вакцина, продвинутые ортлендцы придумали бы другие варианты вирусов…
Во второй части, пытаясь раскрыть убийство чиновника из Альтагоры, герои выходят на след чудовищных преступлений: некий психотерапевт помогает своим клиентам удовлетворять самые изощренные фантазии с помощью… кукол. Вот только в роли игрушек выступают живые люди. Вернее, жители Ортленда. Их просто похищают и привозят на самолете в Альтагору, где они попадают к «хозяевам». Иногда их дарят детям. Выживают далеко не все. Кстати, тут присутствует явная отсылка к роману Кира Булычева «Любимец», но «кукольный» сюжет органично встроен в историю отношений двух народов, балансирующих на грани глобального конфликта.
Еще более повышен накал страстей в третьей части. Очередное расследование касается непосредственно семьи Эльзы: ее брат Эрик арестован за убийство журналистки, которая якобы пыталась его шантажировать. На деле же оказывается, что Клару Блум убил совсем другой человек. А причиной всего стало желание некоей группы тайных «патриотов» вовлечь фармацевтическую компанию Эрика в производство биохимического оружия, которое предполагается использовать против Ортленда. И самое ужасное, что в это оказались втянуты люди из близкого Эрику окружения.
Кажется, сейчас роман должен быть актуален как никогда. Но в то же время в нем, как и в других произведениях Дяченко, не встретишь никаких прямых аналогий с нынешней геополитической ситуацией. Читателю предстоит самому разгадывать загадки и делать выводы. «Масштаб» – это история вовсе не о политике, а о враждебности и доверии, любви и ненависти и прежде всего о том, что, даже если вы разного «размера», всегда есть шанс найти общий язык. Конечно, если при этом вы продолжаете оставаться людьми.
Марина и Сергей Дяченко. Масштаб. – М. : Эксмо, 2022. – 480 с.
Комментарии