Звездное небо завораживает. Оно настолько притягательно, что, забывая о времени и пространстве, мысль устремляется вперед, в вечность, к неизведанному. Перемещаясь по этому алмазному полотну, взгляд задерживается на ярких звездах, которые мечутся, дрожат, как пламя свечи на ветру, но есть и едва заметные огоньки, их видно не сразу. Под утро все они растворяются в дымке тумана, и все же, засыпая, я не утрачиваю надежды на то, что звезды, как и прежде, ведут корабли в долгожданные гавани.
Традиции моей семьи никогда не предполагали карьеры в сфере образования. Даже сейчас я затрудняюсь ответить, что привело меня в профессию учителя. Наверное, звезды. Нет, я не об астрологии, а скорее об астрономии, потому что сложно найти два более схожих по духу призвания. Долгие годы потребуются астроному, чтобы найти новую звезду, о выдающемся человеке скажут, что он родился под счастливым созвездием; и в том и в другом случае мы имеем дело с чем-то возвышенным, удивительным, недосягаемым, неповторимым. Разница же заключается в том, что учитель не только ищет, но и принимает непосредственное участие в формировании внутреннего и внешнего облика будущего «светила». Свои первые шаги в классе я могу сравнить с чудесным, полным надежд и ожиданий рассветом. Мне казалось, что я, подобно восходящему солнцу, смогу осветить судьбы моих пятиклассников. Строгий имидж, не всегда понятные даже мне термины, эффектные жесты – все должно было способствовать скорейшему достижению зенита. И хотя «в сто сорок солнц закат пылал», не было ни радости, ни удовлетворения. Нарастающее чувство одиночества среди полусотни мальчиков и девочек подсказало мне, что что-то идет не так. Озарение было ярким и неожиданным: «светило» здесь не я, а они. По мере того как я начал путь к горизонту, начали проступать и загораться звезды. Сначала бледно, размыто, затем все ярче и ярче. Жизненный путь опытных учителей освещают созвездия подготовленных к самостоятельному плаванию выпускников, которые растят детей, трудятся на предприятиях, возглавляют корпорации. Мало кто знает, какой труд был вложен в то, чтобы ни одна звездочка не погасла или, чего доброго, не превратилась в черную дыру. Я же, едва придя в себя от своего открытия, сразу совершил вторую ошибку. Теперь на небосклоне класса пылали настоящие «звезды», которых я хвалил и прославлял, отправлял на олимпиады и конкурсы, вручал им грамоты и призы, ставя в пример всей параллели, школе и даже некоторым коллегам. Мой класс представлял прожектор, который бил в глаза заслугами 3-4 человек, остальные же терялись в тени. Тогда мне вновь пришлось поменять телескоп. Теперь я рассматривал каждую «звездочку», изучал, прикидывал, сколько световых лет мне нужно преодолеть, чтобы не только заинтриговать ее своим предметом, но и попытаться раскрыть особенный внутренний мир, заложить кирпичики в фундамент созидания самостоятельной личности. Мои усилия не прошли даром – я впервые увидел то, что называют терниями на пути к звездам. Непросто пробиться сквозь эти заросли непонимания, нежелания что-то менять, предрассудков, но дорогу осилит идущий, и вдвойне успешнее тот, кто видит цель. Всего себя я вкладываю в надежду на то, что ребята, которые доверены мне сегодня, воплотят в жизнь свои мечты, повзрослеют и, откликнувшись на запросы общества, засияют путеводными звездочками на небосклоне нашей страны. Однажды я буду вынужден прийти в опустевший класс, но, готовясь к новому уроку, буду вспоминать тех, кто вышел в огромный мир через эти узкие двери. А парты заполнятся снова, ведь прав был поэт, сказавший, что «если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно».
Комментарии