search
main
0

Роман с продолжением. В сибирские Афины шахматы пришли всерьез и надолго

Может ли учитель начальных классов преподавать шахматы как учебный предмет? Еще совсем недавно этот вопрос был дискуссионным, учителя «побаивались» шахмат, и в результате до сих пор за рубежом основы древней игры в школах преподают спортсмены-разрядники. К чему это приводит?

Продолжение. Начало в №№4, 8, 13, 22, 26, 30, 34, 39, 47, 51 за 2006 год; №4, 8, 17, 21, 26, 31, 34, 39, 43, 48 за 2007 годПолностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

К примеру, в аргентинской провинции Санта Фе в рамках проекта обязательного обучения шахматам преподавать мудрую игру в школы пришли шахматисты. Лишь три процента профессиональных учителей решились вести этот предмет сами. И вскоре выяснилось, что из 18 тысяч школьников 34% не хотят изучать предмет, 39% – не имеют определенного мнения и только 27% – за новую дисциплину. Так же было ранее в СССР и до поры до времени в России.

И вот прорыв: в Томской области, Якутии, Татарстане преподавать шахматы начинают учителя начальных классов и предметники. Об этом я узнал, когда недавно проводил в Томске авторский семинар. В этом сибирском городе с 1 сентября 2007 года шахматы вошли в число обязательных предметов для второклассников. Я уже писал о том особом внимании, которое оказывают новой учебной дисциплине в этом регионе («УГ» №51 за 2006 год и №39 за 2007 год). Вот и на этот раз меня ждала уже подготовленная аудитория педагогов – по инициативе Департамента общего образования Томской области за последние полгода здесь уже прошла серия «кустовых» семинаров, на которых методисты во главе с Татьяной Партыс обучали преподавателей технологии работать с УМК «Шахматы – школе». И лучше всего о качестве семинаров, которые провели Татьяна Партыс, Вера Мыльникова, Георгий Спасский и другие специалисты, говорит книга отзывов. Эту книгу я читал, как увлекательнейший роман. Вот мнения учителей:

«Заинтересованно слушали специалистов в этом деле: Партыс Т.И., Спасского Г.А., Мыльникову В.М. Идея введения шахмат в школе понравилась, поддерживаем!» (24.08.2007).

«Было очень интересно. Открылись новые возможности как для учеников, так и для учителей и родителей. Уважаемые педагоги, вы личным примером показали, что освоение шахматной науки не только возможно, но и интересно. Ждем продолжения» (29.08.2007).

«С удовольствием прослушали программу «Шахматы – школе». Считаем, что курс важный, интересный. Специалисты поделились своими наработками, идеями. Огромное спасибо! Надеемся на дальнейшее сотрудничество!» (29.08.2007).

«Очень тревожились перед курсами за свою новую роль – учитель по шахматам. После курсов тревога утихла, за что огромная благодарность преподавателям и организаторам. Ценно то, что начали с азов, с азбуки шахмат. Большое спасибо, хочется продолжить контакт» (08.09.2007).

«Здорово, но очень, очень, очень страшно. Спасибо!» (08.09.2007).

«Особенно понравились инсценировки сказок, шахматное лото. Спасибо Мыльниковой Вере Михайловне за наглядную агитацию» (17.10.2007).

«Была против, приехала, чтобы хоть немного узнать. Теперь поняла, что шахматы нужны школе».

«Не зря приехали. Замечательная команда. Что делать на занятиях с первого сентября, стало понятно. Нет страха перед началом занятий даже при слабом владении шахматами».

«Сухая игра – для дилетантов. Теперь понял, что шахматы – это чудесная страна».

Такие строчки дорогого стоят. Я привел лишь малую толику записей, но и остальные столь же красноречивы. Был ледок недоверия – после семинаров он растоплен… Методисты региона также разработали анкету для учителей, я успел просмотреть 114 анкет – свыше 95% учителей начальных классов высказались за то, что урок шахмат в школе нужен. Это победа! Свершилось! И самое главное – сеть семинаров была проведена не автором курса, а региональными специалистами, что свидетельствует о высоком профессионализме методистов и учительского корпуса сибирских Афин.

В Томске меня ждало еще одно приятное потрясение. 6 января я посетил детский сад №11 – такого изобилия наглядных материалов, которые изготовили Татьяна Попова и другие воспитатели, я прежде не видел никогда! Среди них – шахматные настольно-печатные игры «Лото», «Домино», игры с элементами соревнования, шахматные кубики, красочные рисунки по мотивам книги «Приключения в Шахматной стране», летающий макет дракончика из той же книги. А еще напольная доска 320 на 320, комплекс шахматных подвижных игр, игры-штриховки. При этом сами воспитатели искренне полагали, что не сделали ничего выдающегося, считали, что так работают все. Если у нас в России такие знающие дело и одновременно скромные воспитатели в детских садах и учителя в школах, то за судьбу преподавания шахмат в системе образования можно быть спокойным.

Перехожу к очередному уроку курса. Наглядный материал на учительском столе:

1) персонажи сказки, вырезанные из бумаги и наклеенные на картон (Юра, Клеточка, Загадай);

2) белые и черные поля, вырезанные из картонной доски, горизонтали (вертикали), диагонали, центр.

На партах перед каждым учеником – шахматная доска, около нее располагаются фигуры. У стены – демонстрационная доска, рядом лежат магнитные фигуры.

В начале урока – повторение пройденного материала. Ученики называют шахматную доску, белые, черные поля, показывают горизонтали, вертикали, диагонали, по очереди поднимают над головой все фигуры. Ребята вспоминают ход каждой из них и показывают те дорожки доски, по которым фигуры передвигаются.

Затем я раскрываю книгу «Удивительные приключения в Шахматной стране», продолжаю читать и одновременно инсценировать тринадцатую главу «Мат и пат» (в сокращении, без темы «Пат»).

Урок 24. Мат

Ковер-самолет пролетел над раскрашенными в черно-белую клетку флюгерами и приземлился на площади небольшого города. Это был Штребек. Навстречу путешественникам вышел городской глава:

– Здравствуйте, друзья. Штребек приветствует вас. Город наш назван Штребеком в честь знаменитейшей в истории шахмат немецкой деревни. Памятуя об этом, каждый год мы устраиваем праздничное представление «Живые шахматы». В этот день на площади расстилают гигантскую шахматную доску-ковер, и на поле боя выходят школьники и школьницы в красочных костюмах шахматных фигур. Сегодня у нас подготовка к празднику – репетиция «Живых шахмат».

На городскую площадь внесли огромную шахматную доску-ковер. Симпатичные ребята, одетые в светлые и темные костюмы шахматных фигур, расположились около доски.

– Поговорим о мате. Когда королю объявлен такой шах, от которого нет защиты, говорят, что король получил мат, и игра заканчивается. Кто поставил мат, тот и выиграл. Вот примеры мата.

Городской глава четыре раза хлопнул в ладоши: на шахматной доске, сменяя друг друга, возникли такие позиции.

Юру очень удивила позиция, где мат объявил белый конь:

– Как же так? Ведь у черных больше фигур. У них и ферзь, и ладьи, а выигрывают белые?

– В шахматах сила побеждает не всегда, надобно и умение… – усмехнулся глава Штребека и еще раз взмахнул рукой. – А теперь сам найди мат в один ход в таких положениях.

– Чтобы получился мат, надо напасть на неприятельского короля – притом так, чтобы ему некуда было отступить, – напутствовал Юру Загадай.

– Дав такой шах, проверь, чтобы защиты от него в самом деле не было, чтобы противник не мог взять атакующую короля фигуру, не мог поставить между ней и своим королем другую фигуру и ни на одну клетку не мог отступить королем – все они должны быть под боем, – добавила Клеточка.

(Учитель просит учеников помочь Юре – объявить мат черному королю. Ребята дают ответ, и урок продолжается.)

Юра с удовольствием матовал черного короля. Вот так.

– Верно, – сказал городской глава. – Теперь найди мат в один ход вот в таких положениях. Это будет потруднее.

(Педагог предлагает ученикам самим найти решение.)

В первом положении Юрина белая ладья лихо атаковала черного короля. Но мат ли это? Ведь ладью может побить черный слон?! Нет, не может – вторая белая ладья побьет черного короля. Мат!

А во втором положении, куда Юра ни направлял белого ферзя, даже шах не получался.

– А не поможет ли мне открытый шах? – сам себе сказал Юра и передвинул по вертикали белого короля. – Мат!

– Толково, – похвалил глава Штребека. – Теперь ты умеешь ставить и шах, и мат.

– Шах и мат – шахматы, – удивленно проговорил Юра.

– Конечно, – поддакнул Загадай. – «Шах» по-персидски – «государь, король», а «мат» по-арабски – «умер». Король умер – конец игре.

(Учитель предлагает ребятам решить задачи из тетрадки Загадая.)

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

1. Прячется ли «мат» в словах: автомат, математика, матрешка, матрос, формат, шахматы?

2. Что выгоднее: объявить шах или дать мат? Дать мат или побить неприятельского ферзя?

3. Могут ли белые объявить черным мат ходом ферзя? Ладьи? Коня? Слона? Пешки? Короля?

4. На шахматной доске черный король, белый король и белая ладья. Расставь эти фигуры так, чтобы получился мат.

Игорь СУХИН, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте