search
main
0

Роман с продолжением. или Заводик по производству любопытства

Ирина Альбертовна Липатова не бывает в своем кабинете одна. Учителя истории 177-й петербургской гимназии всегда окружают дети. Либо малыши-пятиклассники, либо солидные студенты, ее выпускники. Последние приходят похвастаться, что знают историю лучше всех на своем курсе. Еще бы им ее не знать – у Ирины Альбертовны история преподается как авантюрный роман с продолжением.

– Вот сегодня у меня 9-й класс уходил на перемену взбудораженный. Весь урок мы проспорили, стали ли бы мы сегодня сносить памятник народовольцам, если бы он существовал? Дети говорили, что любой памятник – это часть нашей истории и его не надо сносить. Другие утверждали, что некоторые памятники нельзя отнести к культурным ценностям, они скорее идеологические символы. Вот их-то и надо сносить. А третьих интересовало, кто будет оценивать художественные достоинства памятника. Что является культурной ценностью? Кому-то нравится авангардизм, кому-то – соцреализм. Видите, безобидный вопрос вызвал настоящий философский спор. А что было, когда говорили о колонизации Америки! Некоторые дети даже всерьез поссорились, выясняя, виноват ли Колумб в уничтожении американских индейцев.

Уроки Ирины Липатовой редко проходят по одной схеме. Она с легкостью меняет план занятия, если видит, что дети возбуждены или, наоборот, не в настроении. Одна из ее технологий выглядит как тренинг для начинающих журналистов. Класс разбивается на группы, и каждая группа получает задание – выпустить журнал на материале российской действительности, например 1861 года. В детских журналах есть обзоры международных событий, интервью с министрами, хроника культурной жизни, колонки, повествующие о технических новинках. Все, что полагается иметь в общественно-политическом издании. Журналы прекрасно оформлены, дети выпускают их с большим удовольствием. Ведь это здорово – почувствовать себя редактором журнала эпохи Александра II!

Я слушала Ирину Альбертовну и думала о том, что есть такие несчастные люди, которым всегда скучно. Они повезут свой сплин и в Париж, и на Памир. А есть, наоборот, такие, внутри которых явно работает маленький заводик по производству любопытства и положительных эмоций. Вокруг них даже воздух начинает вибрировать. Ирина Альбертовна явно из их числа. Ее любопытство к жизни и к истории так велико, что им заражаются все, кто подходит ближе, чем на десять метров. Дети, как им и положено, – в первую очередь.

Ирина Альбертовна – потомственная учительница. Ее бабушка Прасковья Игнатьевна учительствовала в деревне Скобелевка Старорусского района Тамбовской области.

– Меня отправляли к бабушке в деревню на все лето, – рассказывает Ирина Альбертовна. – Прасковья Игнатьевна была свекровью моей мамы. Мама ее так любила, что даже рожать поехала в деревню. Так и осталось у меня в паспорте на всю жизнь, что я родилась в деревне Скобелевка. Когда мы с бабушкой шли по деревенской улице, все останавливались, здоровались с ней и подолгу разговаривали. Мне казалось тогда, что в деревне нет человека важнее моей бабушки. Я видела, что все ее любят, и это приводило меня в восторг. И до сих пор я не знаю профессии, которая приносила бы столько радости. Мне очень весело с детьми.

Ирина Альбертовна закончила самую обыкновенную ленинградскую школу № 61 Выборгского района. Английский язык в ней преподавался настолько качественно, что большинство одноклассников Липатовой поступили на факультет иностранных языков самых престижных вузов.

– У меня была замечательная преподавательница русского языка и литературы – Ирина Борисовна Гиндзбург, – вспоминает Ирина Альбертовна. – Она работает до сих пор. Мне было ясно, что я буду поступать в педагогический, но я до последней минуты колебалась между английским, русским и историей. Но когда я узнала, какие преподаватели работают на кафедре истории, моим колебаниям пришел конец. Старцев, Островский, Алексеев… Старцева называли самым главным масоном Советского Союза. Тогда он был единственным знатоком масонства в стране.

Ирина Альбертовна любит создавать вокруг себя броуновское движение. Это ее стараниями в 177-й гимназии появился единственный в городе музей Красногвардейского района. Дети собирали его по крупицам. Иногда в музей заглядывают родители и в изумлении застывают перед экспонатами. Неужели у рабочего Красногвардейского района такая интересная история? Неужели здесь велись археологические раскопки? Неужели здесь среди многоэтажных домов-близнецов спрятались архитектурные шедевры?

– Все началось с церкви Ильи Пророка, – вспоминает Ирина Альбертовна. – Мы с детьми заинтересовались историей этого храма, подготовили доклад, и пошло-поехало.

В 177-й гимназии работает школьное научное общество, в орбиту деятельности которого втянуто 90 процентов старшеклассников. Дети профессионально проводят экскурсии по школьному музею и Красногвардейскому району.

– Это от меня пошло, – признается Ирина Альбертовна. – Студенткой водила экскурсии по Ленинграду.

В Петербурге никто уже не удивляется тому, что на все олимпиады по истории и на конкурсы научных докладов из 177-й гимназии приходят по 10-15 человек. Дети выкапывают такие сюжеты, которые могли бы стать темой кандидатской диссертации. Например, как вам такое название – «Елисеевы на Охте»? Речь идет о знаменитой семье петербургских купцов, которой принадлежал огромный продуктовый магазин на Невском проспекте. Елисеевы строили приюты и больницы, занимались благотворительностью, владели собственным кораблем. И очень много сделали для развития Охты. Сейчас одна из учениц Ирины Альбертовны пишет исследование о школах Красногвардейского района, которые работали во время блокады.

– Ирина Альбертовна, а бывает так, что дети вас раздражают? – спрашиваю я и тут же понимаю, что сморозила глупость.

– Разве могут раздражать такие дети? – улыбается Ирина Альбертовна. – Мне с ними интересно. Это они меня постоянно к чему-то подталкивают, а не я их. Хотя наша школа имеет статус гимназии, здесь учатся ребята, которые живут поблизости. В семье может быть все – родители пьют, не работают. Но здесь мы стараемся создать ребенку такую атмосферу, чтобы ему было интересно и хотелось учиться.

– Какие впечатления остались у вас от московского конкурса 2002 года?

– Сначала мне казалось, что это было самое страшное событие в моей жизни. Но теперь я понимаю – самое интересное. Я столько друзей новых приобрела, столько всего узнала! Например, учитель из Ульяновска Раис. Он рос в семье, где было пять братьев и сестер, и все стали учителями. Или Рамиля из Омска – остроумнейший человек. На этом конкурсе у участников впервые была возможность посмотреть работу не только своих коллег, но и других предметников. Я так и сделала!

– Страшно было вести урок в московской школе?

– Страшно. Я вхожу в класс и вдруг понимаю, что у них нет истории из-за концентрической системы преподавания, по которой живет вся страна. Петербург, слава Богу, отстоял свою независимость в этом вопросе, и у нас история преподается традиционным способом. И вот я понимаю, что у этих детей не было темы, о которой я собираюсь говорить. Но потом я увлеклась и просто забыла об этом. И дети забыли.

– Ирина Альбертовна, вы живете очень интенсивной жизнью. Как это терпит ваша семья?

– Я ведь еще и в аспирантуру поступила. Сначала муж ворчал. Но когда я победила на петербургском конкурсе, наш директор подошла к моему мужу и поблагодарила его за терпение. После этого он перестал ворчать. На последние три дня конкурса вся моя семья приехала в Москву болеть за меня. А на финал прибыл автобус с десантом из нашей гимназии. Семья у меня большая – мы с мужем и дочкой, моя мама и мой младший брат. Дочка учится в 7-м классе нашей гимназии. Раньше она говорила, что тоже будет учителем, а сейчас как-то засомневалась. Недавно я прочитала, что профессия учителя оказалась в списке самых непрестижных. Увы, в нашей стране учитель может спокойно работать, только если у него есть крепкий тыл. У меня, слава Богу, такой тыл есть.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте