search
main
0

Роман с открытым кодом

От «что там было дальше» к «попробуем это исправить»

Некоторые художественные произведения настолько хорошо написаны и до того целостны, что после приобщения к ним испытываешь чувство глубокого удовлетворения… и все. То есть автор расставил абсолютно все точки над i и ё, полностью раскрыл характеры главных и второстепенных персонажей, сюжет не только грамотно завязан, но и искусно развязан, словом, даже добавить нечего. А бывает, наоборот, книга цепляет, заставляет задуматься, возразить автору или герою: «Э, позвольте, но ведь…» И хочется спорить, доказывать, возмущаться и/или обсудить с друзьями. Более того, очень хочется узнать, а что же было потом, после того как там, в книге или кино, все закончилось.

Особенно сильным, конечно же, это чувство бывает, когда читаешь книги, которые автору так и не удалось закончить (как правило, по причине смерти). Примеров в мировой литературе немало: это и «Тайна Эдвина Друда» Чарльза Диккенса, и «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека, и «Тамара Бендавид» Всеволода Крестовского, и «Вадим» Михаила Лермонтова, и т. д.

Но эти произведения сильны именно своей незавершенностью, которая недвусмысленно намекает – все в этом мире тленно, memento mori! А вот когда у какого-нибудь замечательного романа или фильма появляется продолжение, написанное, кстати, не обязательно самим автором, – это уже совсем другое дело.

Классикой жанра можно считать «Скарлетт» Александры Рипли – продолжение романа «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл. Я не фанат подобной литературы, но знатоки уверяют: написано очень качественно и, главное, интересно!

Но есть и куда менее известные произведения, созданные в том же ключе. Например, некий Алонсо Фернандес де Авельянеда написал «Вторую часть «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского». Получилось, скажем так, не очень, да автор и не скрывал, что откровенно издевался над персонажами, высмеивая их.

Зато «Дом шелка» Энтони Горовица – очень даже добротный детективный роман, написанный в стиле Конан Дойла. Куда хуже получилось у Юрия Авакяна, замахнувшегося на великого Гоголя. Его «Мертвые души. Том второй и третий», по мнению критиков, имеют очень мало общего с исходным романом. Но, как говорится, «а кто же ему запретит».

Бывает и так, что писатель решает придумать не продолжение, а предысторию знаменитого произведения. В этом плане, мне кажется, лучше всего такая идея была реализована Рональдом Фредериком Делдерфилдом, который в книге «Приключения Бена Ганна» блестяще воссоздал события, предшествовавшие тем, что описаны в романе «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона. Прочитаешь – и сразу становится понятно, кем был тот самый Ник Аллардайс, скелет которого капитан Флинт превратил в указатель клада, как Джон Сильвер потерял ногу, почему Бен Ганн оказался на острове, как он умудрился отыскать сокровища пиратов и многое другое. Причем все это изложено языком Стивенсона.

Я уже не говорю про изыски современного кинематографа, который данный подход эксплуатирует вовсю. Мало того что вслед за «Терминатором»-I появился «Терминатор»-II и еще целая вереница им подобных, возникла идея показать, почему Ганнибал Лектер превратился в маньяка-людоеда («Ганнибал: Восхождение»), какие события предшествовали тому, что было показано в первом фильме Джорджа Лукаса («Звездные войны: эпизод I – Призрачная угроза»), как и чем жили волшебники до рождения Гарри Поттера («Фантастические твари и где они обитают») и т. п.

И вот теперь, после такой долгой прелюдии, я хочу подвести вас к вполне логическому вопросу: а есть ли возможность не делать какие-либо пристройки к уже существующему и известному произведению, а вторгнуться непосредственно внутрь него? Понимаю, звучит кощунственно и дико, однако это только на первый взгляд. Ведь те же художники довольно часто берут чей-нибудь чужой портрет, на котором изображен какой-нибудь человек, пририсовывают ему усы, меняют мимику – и вот вам новое творение, вполне самостоятельное. Про музыкантов даже не говорю, там в порядке вещей взять классическое произведение и так его обработать, что получится нечто необычное, хотя и узнаваемое.

Лично я, например, перечитывая те или иные книги, много раз ловил себя на мысли: ну вот известно же, чем все закончится, и тем не менее все равно интересно читать, но почему бы не предположить совершенно фантастический вариант, когда ты берешь один и тот же роман, а уже в процессе знакомства с содержанием выясняется – там кое-что изменилось, да и закончилось по-другому! У героя добавились друзья, у врагов появилось новое оружие, возникли новые задачи, в сюжет затесался кто-нибудь вообще из другого произведения (а почему бы и нет, ведь многие книги описывают события примерно одного и того же времени и места). Неужели это было бы неинтересно? Совсем наоборот!

В компьютерных играх, кстати, это уже отчасти реализовано. Например, в старой доброй игре The Neverhood, созданной еще в традициях пластилиновой графики, существуют два финала: в одном главный герой, пройдя все испытания, выбирает путь добра, в другом – наоборот. И игрок видит, к чему это может привести.

Однако сюжет любой игры прописан в ее сценарии, который если и содержит разные финалы, но все они запрограммированы изначально автором этого сценария, где-то и когда-то. То есть можно, конечно, с помощью мышки, клавиатуры или джойстика бесконечно гонять героя туда-сюда, но у него все-таки есть цель, которую он должен достичь. Только тогда можно будет сказать, что «игра успешно пройдена» (а не game over, что означает проигрыш).

А теперь представьте, что сюжет либо пишете вы сами, либо кто-то очень умный пишет его, подстраиваясь под вас или подыгрывая вам, с учетом ваших желаний, стремлений, вкусов, убеждений и т. д. Да, будет не совсем, как вы жизни, но ведь и классические произведения далеко не всегда описывают существующую реальность, а если точнее, они как раз никогда ее точно и не описывают, ибо это либо слишком скучно, либо чересчур страшно (подобными вещами занимаются документалисты). Классическая же литература создает альтернативную реальность, которая призвана затронуть жизненно важные проблемы, но сделать это так изящно, чтобы брало за душу, залезало в мозг и било в самое сердце, не вызывая желания бросить книгу с отвращением.

На фоне всего этого внезапно на арену выходит тот самый искусственный интеллект, появляются нейросети, способные, переварив громадное количество данных и объединив несовместимое, выдать нечто из ряда вон выходящее, причем как раз по нашему запросу, приказу, требованию. Сейчас в Интернете есть очень модное развлечение: можно дать задание нейросети, например представить, как бы выглядел граф Монте-Кристо, будь он негром и живи в Улан-Удэ во времена правления Никиты Хрущева. Или на что был бы похож «Наутилус» капитана Немо, если бы его спроектировали викинги. Или сколько бы этажей было у хижины дяди Тома, если бы этот Том был зятем Романа Абрамовича. Или…

Но это статика. А есть ведь и динамика, причем очень качественная. Можно, например, взять лицо одного человека и прикрепить к голове другого, чтобы на видео Альберт Эйнштейн плясал гопака, Лев Толстой отправлял в нокаут Мухаммеда Али, Вивьен Ли давала уроки русского языка весной на Заречной улице, а двоечник Вася выступал с трибуны ООН.

Герман Греф, председатель правления Сбербанка России, как вы знаете, очень любит и уважает искусственный интеллект. И он еще несколько лет назад говорил, что уже есть возможность на основе существующих аудиозаписей любых людей, живущих или когда-либо живших, озвучить любой текст их голосом практически один в один. Чем, к сожалению, уже научились пользоваться мошенники, имитируя звонки родственников и знакомых с просьбой перечислить энную сумму и что-нибудь в том же духе.

Кроме того, уже есть ресурсы, позволяющие создать смысловую выжимку из длинного и пространного текста (загружаешь огромную статью и получаешь пару страниц, о чем там написано), порталы, на которых все тот же искусственный интеллект создает для вас курсовую работу или пишет статью на заданную тему. А хотите, может и музыку сочинить, и стихотворение. Главное – было бы из чего и на основе чего. Ведь все новое – это хорошо забытое старое.

Если все вышесказанное объединить, можно с уверенностью спрогнозировать, что недалек тот час, когда абсолютно любой художественный фильм можно будет смотреть, предварительно задав требуемые параметры: «Хочу, чтобы мушкетеров было не три, а восемь, причем среди них были бы две женщины азиатской внешности, ни слова не понимающие по-французски». Или же: «Поставьте мне «Гамлета» с Савелием Крамаровым в главной роли». Или: «Хочу увидеть «Белое солнце пустыни», но чтобы дело происходило на Крайнем Севере».

Уверен, торжество цифрового разума неминуемо дойдет и до того, что назначенный актер с его лицом и голосом, характерными мимикой, жестикуляцией и манерой ведения диалога заменит любого из киногероев по вашему желанию. А еще в зависимости от заданных условий будет меняться и весь сюжет, что создаст интригу и превратит любое произведение, пусть сто раз виденное и прочитанное, в новое и непредсказуемое при сохранении качества слога, стиля и игры. Книга же превратится в повествование, которое каждый раз будет изложено по-новому, с новыми деталями, поворотами и развязкой.

Бред, скажете вы? Не думаю. В конце концов исходник был и останется неизменным, кому интересно, всегда может им и ограничиться. А для любителей экспериментов, как говорится, нейросети в помощь!..

Вадим МЕЛЕШКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте