Термин «ролевая игра» впервые был предложен американскими педагогами в 40-х годах. В нашей стране им впервые начал пользоваться детский психолог Эльконин применительно к детским играм типа «Война», «Дочки-матери», «Больница», «Школа», в которых дети принимают на себя какие-то роли и действуют в игре так, как действовали бы их персонажи. Со временем это понятие приобрело более широкий смысл. Многим людям стало понятно, что ролевые игры с определенными правилами и героями могут быть интересны и для взрослых. Так, в конце 80-х годов в среде неформального молодежного движения возник целый ряд клубов, для которых ролевые игры стали основной формой деятельности. Наиболее яркий пример – клубы любителей произведений Дж.Р.Толкиена (так называемых толкиенистов).
Сейчас ролевые игры разработаны настолько глубоко, а формы их настолько различны, что весьма трудно подобрать удовлетворительное определение для ролевых игр в целом. Действительно, определения дидактической и развлекательной игры должны отличаться друг от друга.
Если оставить за скобками целеполагание ролевых игр, то можно сказать, что в настоящее время под этим словосочетанием понимается игровое моделирование реалий действительности или художественного произведения.
Видовое разнообразие
Ролевые игры делятся на виды в зависимости от времени протекания (от десяти минут до нескольких дней), формы бытования (письменные – устные, динамичные – статичные), количества участников (одиночные – массовые) и т.д.
Наиболее простой уровень включения ролевых игр в процесс обучения – использование ролевых элементов в письменных заданиях. Например, учителя литературы могут предложить детям написать письмо от имени литературного героя. Скажем, письмо Раскольникова из поселения своему другу поможет разобраться в смысле финала произведения. Для систематизации событийного ряда произведения можно попросить написать дневник персонажа.
Элементы ролевых игр легко включаются в преподавание предметов. Так, изучая географию материков, дети могут подготовить рассказы от имени известных путешественников: об открытых географических объектах, животных, о том, как и почему они их назвали. Рассказ можно разнообразить викториной. Например, упоминая о кенгуру, первооткрыватель мог использовать совсем другое слово, а классу предлагается угадать, что за животное скрывается под тем или иным описанием. Или путешественник рассказывает об открытом географическом объекте (материке, горе, море), а дети угадывают, как он называется сейчас.
Более сложный вид использования ролевых элементов – построение дискуссии как ролевой игры. Отличие такого рода дискуссии от обычной заключается в том, что свою точку зрения по заявленному вопросу отстаивают не ученики, а герои.
Чаще всего в современной школе используют один из видов ролевой игры – пресс-конференцию и «круглый стол».
Особую роль здесь играет учитель, ведущий. Его основная задача в момент игры – следить за тем, чтобы ученики соблюдали правила ведения дискуссии, не отклонялись от основного предмета спора, не сосредоточивались на мелочах в ущерб главной теме.
Более сложно организовать настольные игры или игры по карте. В этом случае участники передвигаются по игровому полю, которое представляет собой, скажем, карту материка, лабораторию естествоиспытателя или карту для литературного произведения. Например, «Войны и мира» с его обширной географией. Задания, роли и игровые ситуации предусматривает клетка, на которую попадает играющий.
Еще более высокий уровень использования ролевых игр в школе – организация литературных салонов и кафе. Для каждого собрания участников выбирается какая-то тема. Например, жизнь и творчество Пушкина. Ученики принимают на себя роли людей, связанных с поэтом, и просто людей XIX века. В процессе подготовки изучается культура салонов пушкинской поры, готовятся инсценировки произведений, сцен из жизни героя. Можно предложить «переиграть» события его жизни, а для этого необходимо знать реальные факты. Такая форма позволяет заинтересовать школьников биографией поэта, обратить их внимание на произведения, лежащие за рамками школьной программы.
Динамические ролевые игры представляют собой спектакль без сценария, в котором каждый получает роль, но никто не говорит, как нужно себя вести. Действовать нужно так, как действовал бы герой.
Максимально приближены к реальной жизни игры, которые проводятся в течение нескольких дней, обычно на большой территории. В процессе их формируются многие жизненные реалии. Правила многих игр предусматривают, что даже еду герои добывают себе сами. Примером можно назвать телеигру «Последний герой», где каждый участник принимает на себя роль жителя необитаемого острова.
Подготовка и проведение
Первый этап – планирование. Учитель, принимающий на себя роль мастера игры, определяет цели введения ролевой игры в образовательный процесс, формулирует проблему, которую необходимо решить в процессе нее. Учитывая это, выбирается форма игры.
В круг задач мастера также входит создание мира игры: его географии (т.е. соотнесение используемых географических объектов с реальными, например, актовый зал школы – с греческим театром), хронологии, предыстории, экономики, политической и социальной структуры, списка ролей и вводных к ним, возможно, правил. Во вводной, предназначенной только для того, чью роль она прописывает, рассказывается краткая биография персонажа, его психологический портрет, информация, которой он владеет, описываются его цели в игре.
Второй доигровой этап – подготовка. На этом этапе готовятся театрализованное вступление и заключение, если они предусмотрены. Учитель рассказывает об игре, игровой ситуации ребятам, ставит перед ними проблему, раздает правила и вводные. Эту работу целесообразно проводить за неделю до игры. Тогда у ребят остается время для индивидуальной подготовки, и в то же время они не успевают утратить интерес к предстоящему событию.
Распределение ролей можно провести, учитывая желание детей. Тогда учитель продумывает проблему и сообщает ее ученикам, а ребята сами придумывают роли, пишут вводные.
В этот период проводится подготовка материальной базы: территории, оформления, костюмов или их элементов, реквизита.
Третий этап составляет собственно игра. Ввод игроков в игру может осуществляться через театрализованное вступление или через объяснение предыгровой ситуации мастером игры. После этого ученики погружаются в мир игры.
По окончании игрового времени учитель предлагает ребятам подвести итоги. Игроки оценивают действия своих персонажей, команд, рассказывают о стратегии своего поведения. Учитель в свою очередь дает оценку игре и подводит ее итоги. На следующем занятии целесообразно провести проверочную работу. Такой выход не дает детям «заиграться»; у детей формируется представление об игре как об одной из форм проведения занятия.
Четвертый этап – рефлексия. Анализ игры в целом проводится, как анализ обычного урока.
Конечно, для создания интересной и эффективной ролевой игры необходим опыт. Но любому заинтересованному педагогу под силу применить этот метод. Если вы хотите посмотреть, как играют профессионалы, стоит воспользоваться услугами мастерских групп. Обычно мастерская группа представляет объединение молодых педагогов, которые разрабатывают игру, учитывая особенности коллектива и цели, поставленные учителем.
Всем ли доступно?
Талантливый учитель, фантазия которого готова раздвинуть границы обычного восприятия, всегда найдет проблемы, подходящие для создания ролевых игр. Конечно, трудно провести ролевую игру в рамках одного предмета. Как бы вы ни старались, у вас скорее всего получится интегрированный урок. Хотя бы потому, что любая ролевая игра тренирует навыки общения, речи, а значит, устанавливает связь с русским языком и риторикой.
Наиболее эффективна ролевая игра при изучении общественных наук, истории культуры, литературы, психологии конфликтов. Многие элементы ролевых игр используются при изучении иностранных языков, на уроках географии и биологии.
Особенно благодатные темы для создания ролевых игр те, которые связаны с проблемами окружающей среды. В рамках получения экологических знаний можно попробовать соединить предложенный метод с проектным. Пусть школьники изучат влияние близлежащего завода на экологию региона. Для этого нужно будет собрать статистические данные. Продумать, кто предложит закрыть завод, кто – модернизировать, кто и в какой форме преподнесет статистику. Но самое главное – проектная деятельность учеников. Каждый может предложить вариант развития завода, учитывая необходимость снижения вредных выбросов.
При достаточном воображении ролевая игра подружится с любым предметом. Например с физикой. Школьники наверняка загорятся идеей отправиться в космическое путешествие. А для этого необходимо знание многих физических законов, начал астрономии, ведь тот, кто допускает ошибки, рискует больше других.
Екатерина Сорочкина, Москва
Комментарии