search
main
0

Роль второго плана

Огонь не загорается сам собой. Чтобы он запылал, надо положить в очаг топливо и раздуть пламя. Так понимает свою задачу завуч с двадцатилетним стажем, руководитель высшей категории, отличник народного образования Евгения Темляк.

У Евгении Темляк из самарской школы # 101 ушло два года, чтобы найти общий язык с директором Софьей Гребешковой, при том что она была уже сложившимся завучем. Десять лет они работают вместе, поэтому она может спокойно рассуждать, кто из них в какой доле дополняет другую. Компромисс неизбежен, поскольку у директора характер нордический, волевой, категоричный, а у завуча мягкий, покладистый. Взаимодополнение характеров неизбежно дает положительный эффект. Бывает, учителя недовольны каким-то решением директора, а завуч, растолковав его подоплеку, нейтрализует негативное к нему отношение. Наедине же директор и завуч могут сказать друг другу, кто в чем был не прав.

Однако такая схема психологической совместимости действует, увы, не везде. В школе # 106 того же Кировского района Самары за 10 лет сменились пять директоров. Каждый по-своему видел роль завучей. Один назначил на эти должности своих фавориток, другой, поняв, что те не тянут, предпочел сам впрячься и освоил-таки функционал целого штата своих заместителей. Третий же и своими обязанностями манкировал, где уж ему было завучами заниматься, они вновь остались не у дел. И только с приходом в новом учебном году директора Галины Субочевой завучи вдруг заработали, правда, кто как умеет. Умели они, сделала неутешительный вывод директор, мало. Пришлось засучивать рукава и учить. Благо, Галина Субочева сама была завучем престижной школы-пансиона и на новую работу согласилась после долгих уговоров, поскольку считала, что прежняя должность – это ее потолок.

Непрофессионализм и бесконтрольность могут низвести завуча до роли интригана, лишнего человека, тогда как высокий профессионализм и способность ладить с людьми рано или поздно вознесут его на пьедестал, как случилось с Евгенией Темляк. Ее заслуженно считают одним из лучших завучей в городе, а ведь было время, когда ей пришлось покинуть злополучную школу # 106… Я спросила ее, что надо делать в ситуации, когда новый директор не нравится завучам: уйти или попытаться все же найти с ним общий язык. “Что значит нравится или не нравится? Ты при исполнении служебных обязанностей, а “чуйствовать”, как говорил Аркадий Райкин, дома будешь. Ты лучше помоги директору вникнуть в курс дела. Ну а если психологическая несовместимость очевидна, тогда лучше перейти на другую работу, а не изнурять себя бесплодной “партизанской войной”, – расставила все по своим местам Евгения Ивановна.

Она, считая свою роль в школе ролью второго плана, ею вполне довольна. Темляк предлагали директорский пост. Отказалась. Много раз проверяла себя, оставаясь за директора: без сомнения, справилась бы. Но железной хватки Бог не дал, а без нее как держать в уезде коллектив в сто учителей и более тысячи учеников? Да и больше ей по сердцу как среднестатистическому завучу кропотливая ежедневная работа с учителями.

– Я не специалист в области химии или физики, но методикой их преподавания владею. За 20 лет посетила столько уроков, что безошибочно могу определить слабые стороны учителя и его провалы на уроке. Обычный урок – дело интимное, обсуждаем его недостатки наедине с учителем. Спрашиваю: “Чему вы хотели научить? И чего достигли в итоге?” Пусть сам педагог сначала выскажет к себе претензии, а уж потом я. Бывает, кто-то не согласен с моей оценкой, что ж, докажите свою правоту. Смотрю, выполняются ли мои рекомендации, хожу на уроки еще и еще.

– Неграмотных учителей увольняете?

– Юридически это сделать невозможно, но несостоятельность учителя доказать все же удается. Если педагог любит детей и заинтересован сохранить работу, пусть он даже не владеет в должной мере методикой, не знаком с новыми технологиями, у него есть 99 шансов из ста при настойчивости завучей повысить квалификацию.

– А если ничего не удается?

– За 10 лет мне пришлось избавить школу от трех безграмотных учителей, но каких это стоило трудов! Одной, моей ровеснице, пыталась помогать аж 4 года. Делала конспекты ее уроков. Дошло до того, что она стала правильное исправлять на неправильное, говорить коряво, не по плану. А план – исключительный. Спрашиваю ее, как понять ту или иную фразу. “Неужели я так говорю?” – удивляется, а я показываю конспект урока. Сначала учительница защищалась: “Я вам не доверяю!” “Хорошо, я приглашу комиссию из роно, но вы уверены, что после устроитесь на работу?” А потом проверила уровень знаний ее учеников. Он падал к нулю – это, согласитесь, сильный аргумент.

Но если анализ посещенного урока – это “тихая”, трудоемкая работа, то “громкой” в 101-й школе она становится во время проводимой ежегодно тематической методической недели. В этом году она была посвящена нетрадиционным формам уроков. Изучались урок-диспут, диалог, конференция, соревнование, урок блиц-вопросов.

Престижные премии и “Оскары” на кинофестивалях выдаются и за роли второго плана. Завучи сознательно берут на себя эту роль, так как главную, как им кажется, играет директор. Хотелось бы сделать поправку в иерархии административных “номинаций” в школе. Роль завуча в учебном процессе тянет, пожалуй, на главную, а директорам отводится роль… режиссеров. И дай Бог каждому исполнить свою так, как задумано в сценарии и как отрежиссировала непредсказуемая, многообразная жизнь.

Галина СЮНЬКОВА

Самара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте