Владислав ЗАХАРЕВИЧ, ректор Южного федерального университета, Ростов-на-Дону:
– В чем заключается актуальность стратегического развития университетов?
– По целому ряду причин модернизация системы высшего профессионального образования России требует нестандартных подходов и решений, практика реализации которых в нашей стране отсутствует. В этих условиях эффективными оказываются технологии стратегического менеджмента, которые все более активно используются российскими вузами. Наиболее актуальными проблемами при этом для университетов являются дефицит ресурсов, законодательные ограничения их деятельности, налоговое бремя. А ведь университеты должны стать локомотивами модернизации вообще всей системы образования в России, в том числе общего среднего образования, без чего и качественного высшего образования, а значит, современных конкурентоспособных специалистов, быть не может. Именно в этом, представляется, и должна состоять сегодня одна из их стратегических целей.
– Какова роль университетов в развитии региона, города?
– Университеты всегда (и не только в России) являлись системообразующими элементами не только региональной системы образования, но и регионального сообщества в целом. И это свое качество они сохраняют и сегодня. На Западе зачастую они вообще являются градообразующими элементами, поскольку вся городская инфраструктура ориентирована на их обслуживание. Есть даже такой термин – «университетский город». Именно университеты обеспечивают подготовку кадров для отраслей региональной экономики и социальной сферы, решение актуальных для региона практических (прикладных) задач. Перед федеральными университетами, к которым относится ЮФУ, ставятся еще более масштабные задачи. В распоряжении Правительства РФ указывается, что ЮФУ, в частности, создан «в целях обеспечения эффективной государственной поддержки модернизации системы высшего профессионального образования, повышения конкурентоспособности ведущих отраслей региональной экономики». Те же задачи ставятся перед федеральными университетами в Указе Президента России Дитрия Медведева: они создаются «в целях содействия системной модернизации системы высшего профессионального образования, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики».
– Перечислите три наиболее актуальные проблемы в развитии системы высшего образования и три актуальные тенденции.
– Наиболее актуальными проблемами развития системы высшего профессионального образования, как мне кажется, сегодня являются: устаревшая образовательная парадигма, в основе которой лежит знаниевый подход к обучению и конвейерный способ подготовки специалистов, практически исключающий возможность реализации индивидуальной образовательной траектории; устаревшая и не отвечающая современным требованиям материально-техническая база вузов; слабая ориентация системы высшего профессионального образования на реальные потребности технического, технологического и социального развития страны и ее регионов.
Актуальными тенденциями развития системы ВПО являются: структуризация образовательного пространства посредством более четкого обозначения приоритетов в этой области на государственном уровне, организационной и финансовой поддержки ведущих вузов, создания сети федеральных университетов; интеграция образовательной деятельности с научной и инновационно-прикладной, в том числе посредством предоставления вузам соответствующих прав и финансовых ресурсов; концептуальная и технологическая модернизация системы ВПО в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки, которая более отчетливо ориентирует вузы на реальные потребности экономики и социальной сферы региона и России.
Комментарии