search
main
0

Роль руководителя класса современной школы. Размышления директоров

​Московский городской конкурс «Смотрим в будущее», в котором участвуют директора и заместители директоров образовательных организаций столицы, управленческий стаж которых не превышает 5 лет, проводится в целях создания условий для развития творческого потенциала и самореализации молодых руководителей. Одним из испытаний для молодых управленцев стало состязание их эссе. Сегодня мы начинаем публиковать наиболее интересные работы конкурсантов 2018 года. Напомним, конкурс организован Ассоциацией содействия развитию образования «Смотрим в будущее» при поддержке Департамента образования города Москвы, Московской городской организации Профсоюза работников образования и науки, Молодежной ассоциации руководителей образовательных организаций, Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы.Участники конкурса, который впервые состоялся в прошлом году, в этом представляли свой опыт работы – «Я успешен в этом», беседовали с родителями – «Директор к доске» и писали эссе на тему «Роль руководителя класса современной школы».

Счастье быть вместеУж если нет на светеновизны,А есть лишь повторениебылого.И понапраснумы страдать должны,Давно рожденноерождая снова.Уильям Шекспир2011 год. 1-й этап финала конкурса профессионального мастерства и общественного признания «Педагог года». Номинация «Самый классный классный». Я, молодой учитель истории, классный руководитель 7-го класса, говорю об управлении и организации классного коллектива, положив в основу теорию менеджмента. Говорю о важности социальных сетей как средства коммуникации, интеграции и организации своей классной команды… Но… Как сказано в Ветхом Завете, «всему свое время»… Отстоять точку зрения о классном руководителе как руководителе класса мне тогда не очень удалось…2018 год. 1-й этап конкурса «Смотрим в будущее»-2018. Я, молодой директор московской школы, пишу эссе о роли руководителя класса. Свое мнение и взгляд на роль классного руководителя как руководителя класса не поменяла.Классный руководитель сегодня должен отчасти выполнять все функции управленца: планировать, организовывать, мотивировать, руководить, направлять, контролировать и осуществлять обратную связь. Только в современной школе данные функции выполнять стало гораздо легче: безграничные возможности городской среды и городских проектов, информационная открытость (сайт, группы в социальных сетях, электронный журнал и дневник, «Московская электронная школа»), современные средства коммуникации – всё на службу классному руководителю!Особое место занимает, по моему мнению, функция мотивации. Как же важно дать возможность нашим детям делать то, что им по-настоящему интересно: творить, совершать открытия, самостоятельно принимать решения, чувствовать признание своих успехов, ощущать радость от искреннего и заслуженного вознаграждения! Кто, как не классный руководитель, сможет сделать это?!«Воспитатель коллектива маленьких детей – это дирижер, по мановению палочки которого каждый участник оркестра творит чужое счастье и благодаря этому переживает первое гражданское счастье», – точно отметил Сухомлинский.Как увлечь? Как помочь учиться? Как воспитать глубокие нравственные чувства, безграничную любовь к Отечеству? На эти вопросы должен знать ответ каждый классный руководитель.«Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди» (Я.Коменский). Да, классному руководителю идти надо правильно, в ногу со временем, чувствуя все опасные повороты, выравнивая шаг каждого, не допуская отстающих и заблудившихся.Управление классным коллективом в отличие от управления взрослыми в организации не может не носить личностно ориентированного, эмоционального характера, ведь помимо функций управления классный руководитель осуществляет и воспитательную функцию. Он должен иметь с детьми общий круг интересов, увлечений и стремлений! Чувствовать внутренний мир ребенка…Какой он, классный руководитель XXI века? Он такой, как Снежана Ивановна Эльязова: креативный, вдохновленный, строгий, но справедливый, готовый покорять с тобой новые вершины, путешествовать по миру, кормить сушками, когда ты долго засиживаешься за проектом. Он такой, как Любовь Владимировна Соломашенко: чуткий, добрый, невероятно глубокий, знающий самую суть и находящий для тебя – да-да, именно для тебя – самые правильные слова! Он такой, как Елена Александровна Тарасова: интеллигентный, переживающий, готовый всегда встать на твою сторону, вовремя похвалить, дать совет или сказать, что ты не прав! Он такой, как Татьяна Сергеевна Зобкова: энергичный, современный, открывающий для тебя твой город, все свое время, сердце и душу отдающий детям! Он такой, как Юлия Романовна Ковригина: активный, позитивно настроенный абсолютно на все (особенно на новое и интересное), умеющий организовать класс на любые творческие дела и получающий от этого колоссальное удовольствие! Он такой, как Галина Михайловна Рачкова: четкий, готовый решить любую проблему мгновенно, и проблема перестает быть таковой, она превращается в новую задачу, которую ты легко решаешь! Он такой, как Марина Александровна Крючкова: идущий в ногу со временем, поддерживающий походы на интересные фильмы и спектакли, которые потом можно обсудить вместе даже в социальных сетях! И этих качеств целая палитра! Можно продолжать и продолжать… И это не пропишет никакая должностная инструкция, это не оценить в размере доплаты. Ведь это просто любовь – любовь к детям, любовь к делу, которому ты посвятил свою жизнь! Вспоминаются замечательные слова Сухомлинского: «…чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».Пятница. Вечер. На работе. А я смотрю на 27 металлических сердечек с именами своих выпускников на деревянной панели, где выбита надпись: «За счастье быть вместе», и понимаю, что роль детей в жизни классного руководителя нисколько не меньше, чем руководителя класса в их жизни.Валентина СЕТЕЖЕВА,директор школы №1795Сплоченность, взаимовыручка и дружбаКлассный руководитель – кто это? Директор класса, вторая мама, духовный наставник, старший друг, просто учитель либо воспитатель, а может, все вместе?Я полагаю, что всю работу современного руководителя класса можно разделить на две основные роли:I. Консолидирующая (объединяющая учеников, родителей, учителей-предметников, администрацию школы, город).II. Информационная (транслирующая, информирующая).1.1. Объединяющая учеников.Классный руководитель должен выстраивать взаимоотношения внутри классного коллектива – объединить класс, создать благоприятный психологический микроклимат внутри класса, развивать сплоченность, взаимовыручку и дружбу, владеть информацией о симпатиях и антипатиях внутри класса, предотвращать конфликты, а в случае их возникновения решать, причем не только в школе, но и за ее пределами.Руководитель класса должен быть лидером класса. Для этого он сам должен идти в ногу со временем, знать, владеть и использовать современные технологии. Он не должен отставать в этих знаниях от своих учеников. Должен уметь их использовать для достижения образовательных и воспитательных целей, быть интересным своим ученикам. А для этого постоянно заниматься самообразованием и повышать квалификацию.Классный руководитель должен знать, чем живет каждый из его учеников. Кто из них любит музыку и какую. Кто занимается спортом и каким. Узнай он, к примеру, что несколько учеников хотят заниматься футболом, порекомендуй детям и помоги их родителям записать детей в объединение дополнительного образования. Взаимодействуй с педагогами дополнительного образования, пригласи на классный час. Взаимодействуй с родителями, узнай, какие еще объединения дополнительного образования они хотят посещать в школе. Если их нет, донеси информацию администрации школы.Руководитель класса должен объединять класс и в публичном пространстве: должен стать администратором сайта класса, участником социальной сети, различных мессенджеров. Все это неотъемлемая часть его работы. Это многократно расширит возможности классного руководителя следить за тем, с кем общаются ученики в Интернете, чем интересуются. Пользуясь просто «постом» сообщений, направленных на профилактику правонарушений, посвященных здоровьесбережению, повышающих культурный уровень учеников, классный руководитель сможет аккуратно направлять внимание детей, поддерживать актуальность и значимость этих направлений.1.2. Объединяющая родителей.Руководитель класса, должен быть надежным посредником между родителями и школой. Не посылать родителя за медицинской справкой в медицинский кабинет или к заместителю директора. Но сам решать все вопросы и удовлетворять все потребности родителей. Любой ученик и родитель должен знать, что классный руководитель может ответить на все вопросы и решить любые проблемы.1.3. Объединяющая педагогов.Также руководитель класса должен объединить педагогов для совместного решения образовательных задач своего класса. Знать о проблемах и успехах своего класса. Разрабатывать индивидуальные образовательные траектории. Помогать кому-то исправить «два» за диктант, а кому-то – поучаствовать в олимпиаде и победить.1.4. Объединяющая образование на уровнях школы и города.Это обязательное участие в городских проектах «Инженерные каникулы», «Учебный день в технопарке», «Учебный день на ВДНХ», «Профессиональные среды». Рассказать родителям и ученикам, как они могут использовать образовательные ресурсы Москвы, мотивировать учеников самообразовываться.2. Информационная.Эта роль не менее важна в работе современного руководителя класса. Помимо того что он должен грамотно информировать родителей и учеников о том, что хочет донести администрация школы, он должен информировать класс о возможности записи в объединения дополнительного образования, интересных выставках, городских проектах и принимать в них участие совместно с классом.Он должен знать, где его ученики. Если они не в школе, то почему. Но не просто, к примеру, знать, что ученик болеет, а чем болен, почему и где заболел. Продумать, какие меры можно принять по укреплению здоровья, вовлечь учеников в занятия физической культурой и спортом, подготовить к сдаче ГТО. Если пропускает занятия без уважительной причины, то почему, какой именно урок. И принять меры для развития мотивации к посещению уроков, желания учиться и самообразовываться.Современный руководитель класса должен быть публичен. Публиковать различную информацию в Интернете. Сходили в музей с классом – фотоотчет, посетили выставку – статья в соцсети. Когда, что и где происходит, информировать родителей и учеников через МЭШ, социальные сети и мессенджеры.Александр КОТЯГИН,директор Школы на проспекте Вернадского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте