По завершении периода Единого госэкзамена педагоги констатируют, что для некоторых выпускников он оказался сопряжен со стрессом. Например, мало кого оставила равнодушным история девочки, удаленной из ППЭ из-за случайно забытого телефона. С папой этой выпускницы – Михаилом Голубевым – уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Ольга Ярославская обсудила действующую процедуру ЕГЭ и возможности ее совершенствование.

Собеседник детского столичного омбудсмена отметил: не логично, что весь последний год обучения в школе одиннадцатиклассники посвящают подготовке к ЕГЭ. Возникает вопрос: что тогда является целью проведения этой аттестации? Если цель – зафиксировать усвоенный объем знаний, тогда зачем 11-й класс в таком виде? Если цель ЕГЭ – максимально исправить недостатки, которые были допущены в процессе обучения, то это логично, и тогда эту цель надо честно обозначить. Одинаковых детей не бывает, они все разные. Одним приходится заниматься с репетиторами, чтобы успешно усваивать то, что им предлагается. А другие усваивают все с первого раза.
Немало вопросов вызывают у Михаила Голубева и некоторые моменты в процессе Единого госэкзамена. Например, не понятно, почему детей сейчас принято отправлять сдавать экзамены в другие школы. Видимо, создатели правил подразумевали, что это уменьшит коррупционную составляющую, но в чем она может заключаться, не ясно. Михаил задается вопросом, почему ребенок не может писать ЕГЭ в собственной школе. Ведь несложно отправить несколько учителей из другой школы, чтобы провести экзамен. Процедура при этом может оставаться той же самой.
Собеседник Ольги Ярославской отметил также другой момент: в экзаменационной аудитории запрещено открывать окна, при этом нигде не говорится о том, что класс должен быть оборудован кондиционером. Все классы, по требованиям СанПИН, окнами выходят на юг для должной освещенности. И летний экзамен в итоге проходит в душном помещении, где нельзя открыть окна и поставить вентилятор. Кроме того, каждый второй участник ЕГЭ перед записью интервью просил Максима Голубева передать омбудсмену, что во время сдачи экзамена очень хочется есть. И это естественно: с утра на адреналине многие не могут завтракать, а по мере написания работы дети успокаиваются – и организм начинает требовать пищи. Можно было бы организовать для них на выходе стакан сока и булочку либо бутерброд.
У Михаила вызывает недоумение также изменение ситуации в правовом поле с момента захода ребенка в школу. Накануне экзамена все родители заполняют определенные документы и ставят свои подписи. Но как только ребенок попадает на экзамен, он остается без всякой связи с родителями – взрослый туда прийти не может, позвонить по телефону ребенку тоже не имеет возможности. Отсюда у Михаила возник вопрос: почему бы не возвращать выпускнику телефон сразу, как только он выходит из аудитории, но еще находится в пункте приема экзамена? При этом, согласно правилам, если ребенок покинет ППЭ, то он уже лишен права подать жалобу.
Собеседники резюмируют: все, что сбавляет градус нервного напряжения касательно ЕГЭ, – все на пользу. Ведь экзамен вообще провоцирует нервное состояние. В частности, Михаил Голубев уверен, что было бы полезно и справедливо предоставлять возможность пересдать не один экзамен, как сейчас, но и остальные, которые выпускник сочтет нужным. Если результат переписывания хуже – почему бы не оставить первый, более высокий, результат? Ведь во второй раз ребенок может волноваться еще сильнее. Рационально рассмотреть также возможность организовать круглогодичные центры, куда человек мог бы прийти в любой время, чтобы сдать экзамен – даже не выпускник этого года. Профессиональные эксперты могли бы на постоянной основе заниматься только этим – работой на ЕГЭ. Они бы знали все детали, у них не возникало бы коллизий, как трактовать ту или иную ситуацию.
Ольга Ярославская отметила, что в столице работает Московский центр качества образования, где любой гражданин может зарегистрироваться и прийти, чтобы написать ЕГЭ по любому предмету. Эта услуга платная, она позволяет натренировать ребенка. Но экзамен там сдать нельзя.
Было бы полезно сделать так, чтобы такая возможность все же появилась – она важна, даже если желающих наберется немного. Ее наличие будет снижать градус стресса.
Подытоживая разговор, уполномоченный по правам ребенка в городе Москве обратила внимание на то, что система ЕГЭ сегодня предполагает работу над ошибками, и случающиеся прецеденты мотивируют к ее совершенствованию. Полностью посмотреть запись интервью можно на странице Ольги Ярославской в социальной сети.
Комментарии