Пословицы и поговорки недаром называют жемчужинами устного народного творчества. В их краткой форме отражается жизненный опыт народа, мудрость, способная раскрыть сущность многих вещей.
С давних времен пословицы используют в педагогической практике. Великие русские педагоги включали их в буквари, учебники. Высоко ценил содержание пословиц, их глубину мысли К. Д. Ушинский. Он писал, что дети учатся русскому народному языку на пословицах. Множество пословиц и поговорок он включил в свою книгу «Родное слово». Тематика их разнообразна:
- Без труда не будет и плода.
- При солнышке тепло, при матери – добро.
- Всякому мила своя сторона.
Пословицы имеют большое воспитательное значение благодаря эмоциональности и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки поведения, в доступной форме учат быть трудолюбивыми, честными, добрыми, смелыми, воспитывают любовь к родине. Пословицы способствуют развитию речи, помогают овладеть богатством родного языка.
Работу с пословицами следует начинать с дошкольного возраста. Взрослые могут подкреплять ими свои рассуждения. Не следует заставлять детей заучивать пословицы наизусть, достаточно употреблять их в обычном разговоре, интересуясь, понял ли ребенок смысл высказывания.
Применение пословиц и поговорок делает преподавание более доходчивым, живым. Образность и меткость, заложенные в пословицах, помогают ребенку лучше понять явление или событие, лучше познавать окружающий мир, делать логические выводы. Все это, несомненно, сыграет положительную роль в подготовке детей к занятиям в школе.
Комментарии