В последнее время стало модным участие звезд шоу-бизнеса в различных экстремальных проектах. Они танцуют на льду, лазают по отвесным стенам, проходят сложные квесты… Зрители обычно уверены, что это все только шоу, которое снимается исключительно ради пиара, а победы в конкурсах часто срежиссированы. Книга заслуженной артистки Российской Федерации Юлии Пересильд «Это космос, детка!» во многом опровергает существующие представления.
Все знают, что в космонавты попасть нелегко. Надо много учиться, а потом еще много тренироваться. А как быть, если тебе уже тридцать шесть и ты даже не спортсменка? Ты просто актриса. Ты куришь и не ведешь особо здоровый образ жизни. И вдруг тебя отбирают в проект, потому что надо снять правдивый фильм о космосе, и у тебя есть считаные месяцы, чтобы подготовиться к космическому полету.
Когда Юлия увидела объявление на Первом канале о том, что стартует отбор актрис на роль в фильме Клима Шипенко «Вызов», съемки которого будут проходить в космосе, первой мыслью было: «Господи, еще одно шоу. Вероятно, будут снимать в павильонах».
Заявку она отправила, особенно ни на что не рассчитывая. А потом ее вдруг пригласили на медкомиссию. И понеслось… «От меня требовали, чтобы я отменила съемки в «Солнечной линии» у Бориса Хлебникова, отменила все спектакли и начала проходить отбор в проект, – вспоминает Пересильд. – Конечно, никакие съемки и спектакли я не отменила, ибо не могла подвести своих коллег. Поэтому градус этих разговоров был высок. Я привыкла жить в сумасшедшем ритме, в постоянном нервном напряжении. Но с момента, как космос ворвался в мою жизнь, накал страстей дошел до предела». Ей пришлось все-таки отказаться от главных ролей в трех полнометражных фильмах и главной роли в театральном спектакле. Она не верила, что пройдет кастинг в космический проект, но не могла упустить свой шанс попасть туда.
Никаких поблажек актерам не делали. Многочисленные тренажеры, гипоксические тренировки, испытания на центрифуге, на вестибулярном кресле, тесты на психологическую стрессоустойчивость…Но даже когда было объявлено, что Юлия войдет в основной состав экипажа корабля под руководством командира Антона Шкаплерова, впереди ждали еще нелегкие испытания. Например, первый день в ЦПК. Настоящие, профессиональные космонавты поначалу скептически отнеслись к проекту, к тому, что с ними полетят киношники, они вообще считали кино несерьезной сферой.
«Кажется, что эти две сферы – космос и кино – никогда не должны были пересечься, – пишет Пересильд в своей книге. – И жалко, что у них было такое представление об артистах – как о трутнях, которые ничего не делают, а только переходят с красной дорожки в бассейн, а из бассейна на красную дорожку. Работать, по их мнению, артисты вообще не умеют. И испытания они никакие пережить не смогут».
В ЦПК предстояла еще теоретическая подготовка по учебникам. Юлии пришлось нелегко, ведь она гуманитарий, а тут надо было заучить наизусть массу технических терминов, чтобы усвоить принципы устройства космических кораблей. И снова тренажеры, сдача спортивных нормативов: приседания, отжимания, прыжки в воду… И наконец тренировки на выживание в космосе – в спускаемом аппарате, бытовом отсеке, на станции. Переносили перегрузки на центрифуге, учились зажигать сигнальные ракеты… Приходилось проделывать все это в неудобных спецкостюмах. И практически все время проводили под прицелами камер. Участников снимали для документального фильма о проекте «Вызов». А на Байконуре уже начались репетиции и съемки самой картины, которые продолжились и во время полета, в условиях невесомости…
Возникали и непредвиденные проблемы. Так, пришлось выбирать одежду из специального каталога – в космос нельзя даже со своим нижним бельем, все предметы туалета должны пройти проверку на герметичность, огнеупорность и проч. Неудобный, но герметичный скафандр в прямом смысле слова может спасти жизнь при нештатной ситуации на корабле. «Параллельно проходили СОЖ на МКС – систему обеспечения жизнедеятельности, важнейшие знания, которые пригодятся в быту: как приготовить себе еду, как сходить в туалет и другие необходимые вещи, вплоть до малейших деталей», – пишет Пересильд.
Все эти вещи очень важны, так как малейшее нарушение правил может иметь последствия для остальных членов экипажа, даже самые трагические. Нештатные ситуации тоже отрабатывались еще на Земле весьма подробно. Например, как нужно действовать, если на станции приключится пожар.
В конце концов и артисты, и космонавты притерлись друг к другу, сработались. Своими стали врачи, инструкторы и другие специалисты по подготовке космонавтов. Пересильд поддерживали друзья и близкие. Они верили в нее.
Но было еще одно обстоятельство. Дело в том, что никто не мог гарантировать полной безопасности в процессе экспедиции. Всегда существует вероятность того, что что-то пойдет не так. На всякий случай Юлия даже написала прощальные письма своим дочерям: «…Есть такое слово – Судьба. И уйти от нее невозможно. Она все равно всегда со всеми нами. Значит, у меня она была такой».
Без нервов, конечно, не обошлось. По техническим причинам кораблю пришлось состыковываться с МКС в ручном режиме. На время прервалась связь. Но экипаж, включая Пересильд, действовал профессионально, и все проблемы в итоге разрешились.
«Я все время думала: «Почему я пошла на это? Почему не убежала? – признается Юлия. – Почему мне страшно, но я иду дальше?»
Книга Пересильд – это не мемуары, которые пишут многие творческие люди. Это история одного фрагмента ее биографии, который, возможно, повлиял на всю дальнейшую жизнь актрисы и полностью изменил ее мировоззрение.
Юлия пробыла на МКС двенадцать дней. Она стала пятой женщиной в истории СССР и России, побывавшей в космосе, и второй, работавшей и жившей на МКС. Но дело не только в космосе, не только в желании прикоснуться к извечной мечте человечества – оторваться от Земли. Самое главное – проверить себя. Убедиться в том, что ты можешь. Даже если ты самый обычный человек, никогда не отличавшийся героизмом. «Самый серьезный вызов для многих – это вызов самому себе. В любом деле. Именно поэтому хочется брать роли на преодоление», – написала Юлия.
Юлия Пересильд. Это космос, детка! – М. : АСТ, 2023. – 320 с.
Комментарии