search
main
0

Роль художественного текста при обучении французскому языку в средней школе

Художественный текст является основным источником эстетической и лингвистической информации. Рассмотрим, какие методические перспективы может открыть использование художественного текста в качестве учебного материала на уроке французского языка.

Фото: Freepik

Невозможно оспорить тот факт, что учебник всегда являлся главным учебным материалом на уроке. Любой качественный учебник выстроен логически и направлен на развитие у обучающихся четырех видов речевой деятельности. Развитие словарного запаса происходит, как правило, с помощью изучения какого-либо текста, чаще всего публицистического стиля, в процессе чтения которого ученики изучают новую лексику, сразу же наблюдая ее использование в предложении. Тем не менее, художественный текст в качестве единицы обучения способствует не только активизации процесса обучения и развитию лексических навыков, но и воспитанию учащихся. Художественный текст и анализ содержащихся в нем средств выразительности – действенный и актуальный способ изучения иностранного языка (в частности французского языка), формирующий коммуникативные, языковые навыки, страноведческие знания, приобщая юное поколение к богатству французского языка и классической французской литературы.

Прежде чем выполнять задания на изучение стилистических фигур на материале какого-либо произведения, выбранного учителем, ученикам необходимо узнать о нем, о главных героях, о проблемах, затронутых в произведении, если оно незнакомо учащимся. Интересно представив литературное произведение ученикам, учитель вызывает у них интерес и мотивацию для выполнения дальнейших заданий, связанных с изучением текста и стилистических фигур. Представить произведение ученикам можно по-разному. Рассмотрим несколько возможных и наиболее продуктивных способов:

  1. Учитель может представить произведение с использованием мультимедийной презентации как современного метода наглядности, обязательно указав информацию об авторе, представив главных героев произведения и обозначив проблемы, затронутые в произведении;
  2. Учитель может предложить ученикам самостоятельно подготовить информацию о произведении, используя индивидуальную или групповую форму работы;
  3. Изучение произведения можно осуществить в ходе языкового внеклассного мероприятия;
  4. Учитель может разработать учебный текст, в котором будет краткая информация о произведении. В данном случае учителю необходимо дополнить разработанный текст различными заданиями, выполнение которых продемонстрирует учителю, насколько текст был понят учащимися.

Таким образом, способ представления учащимся произведения напрямую зависит от мастерства и творчества учителя. В соответствии с возрастом учащихся и их уровнем знания французского языка учитель должен выбрать наиболее подходящий способ работы. После изучения произведения необходимо уделить особое внимание обсуждению его важных составляющих, а именно героев, затронутых тем, проблематики, так как это способствует формированию коммуникативной компетенции обучающихся на уроке иностранного языка.

Прежде чем начать изучать стилистические фигуры на материале текста на французском языке, учителю необходимо объяснить данное явление на примерах в родном языке, чтобы учащимся было легче и интереснее видеть то же явление и в изучаемом иностранном языке. Также стоить обратить внимание учащихся, что средства выразительности являются традиционным способом обогащения текста как в русском, так и в иностранных языках. Изучить характерные черты основных средств выразительности в языке можно различными способами, что представляет собой возможность реализации творческого подхода учителя. Возможными формами и методами могут стать, например, различные авторские методические разработки учителя, словесное объяснение основных понятий и терминов, создание творческой работы, наглядные и демонстрационные материалы, поисково-исследовательская деятельность учащихся и многое другое. Особое внимание стоит уделить возможности развития навыков аудирования у учащихся на материале учебного художественного текста. Многие классические произведения (поэтические и прозаические) представлены в аудио- и видеозаписях на различных платформах. Использование аудиозаписи какой-либо части произведения с выполнением разнообразных заданий после прослушивания текста будет способствовать развитию вышеуказанного вида речевой деятельности, лежащему в основе процесса речевой коммуникации.

При организации предлагаемой нами учебной деятельности на уроке учителем могут быть определены следующие планируемые результаты:

Предметные результаты (коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности)

  • вести диалог-обмен мнениями, начинать и поддерживать обсуждение, задавать вопросы и отвечать на них;
  • понимать основное содержание услышанного текста, соотносить содержание услышанного текста с личным опытом;
  • письменно излагать собственную точку зрения;
  • читать с целью полного понимания содержания и определения средств выразительности в тексте;
  • извлекать культурологические и исторические сведения из прочитанного текста;
  • делать выборочный перевод с французского языка.

Метапредметные результаты

  • развитие навыков смыслового и поискового чтения, включая умение выделять тему, основную мысль;
  • развитие коммуникативной компетенции и навыков построения логических рассуждений;
  • владение языковыми средствами;
  • владение навыками рефлексии.

Личностные результаты

  • создание целостной картины поликультурного мира;
  • приобщение к ценностям мировой культуры;
  • воспитание эстетической культуры;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Подводя итог, мы можем сделать вывод, что изучение художественного текста на иностранном языке и имеющихся в нем различных средств выразительности является не только эффективным средством формирования языковой компетенции учащихся, но и способствует их общему развитию.

Маргарита Ковалева, учитель французского языка, Школа №1324, г. Москва

Оценить:
Комментарии

Читайте также
Реклама на сайте