search
main
0

Роль договоров в регулировании образовательных и трудовых отношений

В современных условиях успешная деятельность образовательных учреждений во многом зависит от качества договорной работы. Заключение договоров и их исполнение на практике является отправной вехой, с которой начинается и обеспечивается в дальнейшем работа образовательного учреждения.

О важной роли договоров говорится в Законе РФ “Об образовании”, Федеральном законе “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, Федеральной программе развития образования, типовых положениях образовательных учреждений.
Термином “договор” одновременно обозначаются соглашения сторон, гражданское правоотношение, вытекающее из него, и сам документ, в котором изложено содержание договора.
Регламентируют договорные отношения такие правовые источники, как Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также не противоречащие ему законы и подзаконные акты (например, названные выше законодательные и другие правовые акты в области образования).
Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух или более сторон.
Договор: закрепляет юридически отношения сторон, придавая им характер обязательств; определяет порядок и последовательность совершения действий сторон; предусматривает способы обеспечения обязательств участников договора.
Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям: о предмете договора; об условиях, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида; о всех тех условиях, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст.432 ГК РФ).
Структура договора может быть различной и в зависимости от вида договора содержать разные условия. При этом ряд статей должен присутствовать в каждом договоре. Так, любой договор начинается с преамбулы, после чего следует изложение статей, среди которых предмет договора, права и обязанности сторон, дополнительные и прочие условия. Статьи могут размещаться или от более важных к менее важным, или в последовательности, в которой стороны считают необходимым исполнять договор.
Статьи о финансировании, условиях оплаты услуг, ответственности сторон, условиях освобождения от ответственности за исполнение обязательств, порядке разрешения споров, расторжения договора и прочих условиях излагаются во второй части договора. Текст договора завершается заключительной частью.
Составляя договор, нужно придерживаться определенных правил, законодательно закрепленных или выработанных практикой рекомендаций.
Например, преамбула всех видов договоров строится по единому принципу. Она содержит название договора, порядковый номер, дату и место подписания.
Весьма важно четко сформулировать в названии юридический характер договора (учредительный договор, коллективный договор, трудовой договор и т.п.). Это облегчит толкование договора, в особенности в случаях разрешения споров в суде.
Существенным является изложение предмета договора. Он характеризует выполняемые действия, работу и оказываемые услуги, имущество, передаваемое и используемое по договору.
Раздел “Права и обязанности” должен содержать следующие существенные условия договора: обязанности и права всех сторон по договору; срок исполнения обязательств всеми сторонами; место исполнения обязательств; способ исполнения обязательств, указанных в договоре. Конкретное содержание перечисленных существенных условий зависит от вида договора, а также обстоятельств, в которых он заключается.
На исполнение договоров существенно влияют указываемые в них: ответственность сторон; условия конфиденциальной информации по договору (не подлежащей разглашению сторонами); так называемые прочие условия договора (в случаях, не предусмотренных данным договором сторон, руководствуются гражданским законодательством).
В заключительной части договора фиксируются: количество его экземпляров и их принадлежность сторонам соглашения; язык договора (для международных договоров); юридические адреса сторон, банковские реквизиты; подписи законных и полномочных представителей сторон договора. Текст договора скрепляется печатями всех сторон договора.
В настоящей статье мы рассмотрим основные вопросы заключения договоров, регулирующих образовательные и трудовые отношения в системе образования.
В системе образования применяется такой вид договора, как учредительный договор. В нем предусматриваются обязательства учредителей о создании юридического лица (образовательного учреждения), содержатся условия, определяющие порядок совместной деятельности, передачи имущества, финансирования, распределения доходов от оказания платных услуг, управления данного юридического лица.
ГК РФ определяет (ст.52), что юридическое лицо действует на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. На практике образовательные учреждения действуют на основании учредительного договора и устава. Причем положения учредительного договора затем обязательно включаются в устав образовательного учреждения, который утверждается учредителем.
Законом РФ “Об образовании” установлено (с. 11), что учредителем (учредителями) образовательного учреждения могут быть: органы государственной власти, органы местного самоуправления; отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Допускается совместное учредительство обязательных учреждений.
В учредительный договор включается, например, положение Закона РФ “Об образовании” о том, что учредитель определяет: порядок приема граждан в образовательные учреждения в части не урегулированной данным законом (ст.16); язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание (ст.6); порядок и условия предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года (ст.55); необходимость приостанавливать предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу (ст.47); необходимость реорганизации или ликвидации образовательного учреждения (ст.34).
При оформлении учредительного договора также принимаются во внимание соответствующие требования типовых положений образовательных учреждений. Например, Типовым положением об общеобразовательном учреждении предусмотрено, что с согласия учредителя производится передача государственного общеобразовательного учреждения из федерального подчинения в ведение субъекта РФ (п.15), открываются классы компенсирующего обучения (п.29) и специальные классы для обучающихся с отклонениями в развитии (п.30), руководитель общеобразовательного учреждения несет ответственность перед учредителем за результаты своей деятельности (п.71), при ликвидации или реорганизации общеобразовательного учреждения учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие общеобразовательные учреждения (п.82).
В учредительном договоре указывается, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет образовательную, финансово-хозяйственную деятельность и предоставляет учредителю ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств (ст.32 Закона РФ “Об образовании”).
Если в учредительном договоре для образовательного учреждения существенным являются прежде всего обязанности и права по отношению к нему учредителя, то в коллективном договоре центральное место занимают обязанности и ответственность администрации образовательного учреждения по отношению к работающим в нем.
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) определил (ст.40), что коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом или в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях, где представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.
Содержание и структура коллективного договора определяется сторонами (ст.41 ТК РФ). В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателей, например, по следующим вопросам:
– формы, системы и размеры оплаты труда;
– выплата пособий, компенсаций;
– механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
– занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
– рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
– улучшение условий и охраны труда работников, в т.ч. женщин и молодежи;
– отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
– другие вопросы, определенные сторонами.
Коллективный договор заключается (ст.43 ТК РФ) на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации во всех ее структурных подразделениях.
Контроль за выполнением коллективного договора (ст.51 ТК РФ) осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.
К сожалению, имеются лишь отдельные упоминания о коллективном договоре в правовых актах в области образования. Например, в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования и Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Недостаточное внимание этому важному вопросу вполне обоснованно тревожит отраслевые профсоюзные организации. Так, в постановлении ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 20.02.2002 г. N 3/3 “О повышении роли организаций профсоюза в развитии социального партнерства в отрасли” отмечается, например, что:
– коллективные договоры действуют в среднем лишь в 80% образовательных учреждений (при этом имеются существенные различия по регионам);
– в 32 вузах (9% от общего количества находящихся в ведении Минобразования России) коллективные договоры не заключены.
Этим постановлением президиума ЦК профсоюза было поручено разработать рекомендации по ведению коллективных переговоров, по подготовке и заключению коллективных договоров с учетом положений Трудового кодекса РФ и новых законодательных актов в сфере социально-трудовых отношений.
Во исполнение данного постановления был подготовлен и опубликован макет коллективного договора общеобразовательного учреждения, который может быть использован также при подготовке проекта коллективного договора в иных учреждениях сферы дошкольного и общего образования.
В Законе РФ “Об образовании” и типовых положениях образовательных учреждений предусматривается заключение договоров с родителями.
Например, в статье 18 Закона РФ “Об образовании” указано, что отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (пункт 30) это определение конкретизируется и указывается, что такой договор включает в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода.
В Типовом положении об общеобразовательном учреждении (пункт 61) предусмотрено, что права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, не предусмотренные пунктами 59 и 60 данного Типового положения, могут закрепляться в заключенном между ними и общеобразовательным учреждением договоре в соответствии с уставом этого учреждения.
Законом РФ “Об образовании” (ст.56) определено, что: для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством; их трудовые отношения регулируются трудовым договором (контрактом); его условия не могут противоречить законодательству о труде.
Трудовой договор оформляется в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ. Законные права работника образовательного учреждения закрепляются также в коллективном договоре.
Имеется определенная специфика работы в учреждениях системы образования. Она отражена, в частности, в Законе РФ “Об образовании” и Федеральном законе “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. Эта специфика должна находить отражение в конкретном трудовом договоре и коллективном договоре.
Общими положениями (ст.56 ТК РФ) предусматривается, что трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Трудовые договоры могут заключаться (ст.58 ТК РФ) как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор). Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.
Специфические особенности трудовых отношений в сфере образования определены, например, в Законе РФ “Об образовании”:
– к педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется Типовым положением образовательных учреждений соответствующих типов и видов (ст.53);
– не допускаются к педагогической деятельности в образовательных учреждениях лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления; перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом (ст.53);
– работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства (ст.55);
– основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора являются: повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение, в т.ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза (ст.56).
Федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” предусмотрено (ст.20), что: при замещении должностей научно-педагогических работников заключению трудовых договоров (на срок до пяти лет) предшествует конкурсный отбор (в соответствии с утвержденным порядком замещения указанных должностей); устанавливается предельный возраст (шестьдесят пять – семьдесят лет) для замещения должностей ректоров, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами, руководителей филиалов и институтов.
При оформлении договоров, регулирующих образовательные и трудовые отношения, на практике допускаются следующие ошибки:
– не заключаются договоры в случаях, специально оговоренных законом (например, коллективные договора по защите прав работающих);
– заключаются договоры с организациями и лицами, не имеющими права осуществлять деятельность, являющуюся предметом договора (например, с образовательными учреждениями, не имеющими соответствующей лицензии на определенный вид образовательной деятельности; с педагогами, имеющими медицинские противопоказания);
– отсутствуют в договорах положения о существенных условиях договоров данного вида (например, в учредительном договоре – об обязанности учредителя по финансированию образовательного учреждения своевременно, в полном объеме и несении ответственности по финансовым обязательствам образовательного учреждения при отсутствии у него необходимых средств).
Полагали бы возможным в заключение высказать отдельные пожелания по совершенствованию законодательства и практике по заключению договоров, регулирующих образовательные и трудовые отношения в системе образования.
Целесообразно в Законе РФ “Об образовании”: предусмотреть положение о коллективном договоре и его уведомительной регистрации в соответствующих органах по труду и профсоюзов; в статье 18 конкретизировать содержание договора между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями); привести текст этого закона в полное соответствие с положениями Трудового кодекса РФ (например, в части поощрения за качество труда, привлечения к ответственности руководителей и работников образовательных учреждений и т.п.) (ст.132,191,192,195,415,417).
Министерству образования РФ целесообразно: уточнить ранее принятые типовые положения об образовательных учреждениях и привести их в соответствие с позднее принятыми или уточненными законодательными актами (ТК РФ, Законом РФ “Об образовании” и др.); разработать и утвердить формы коллективных договоров и трудовых договоров с различными группами работающих; проанализировать практику заключения учредительных договоров в системе образования и разработать рекомендации по оформлению таких договоров с учетом специфики деятельности различных типов и видов образовательных учреждений.

В.А.ПРИВЕЗЕНЦЕВ,
кандидат экономических наук,
заслуженный экономист РФ,
член-корреспондент Международной академии информатизации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте