За 10 томов А.С.Пушкина – 1 рубль 50 копеек!
“Учительская газета”, как известно, – старейшее в России педагогическое издание. Но у нашего издания было немало предшественников. Об этом читайте в новой рубрике юбилейной полосы
B истории России до сих пор остается немало “белых пятен”. К их числу, например, относится просветительская деятельность газет и журналов в дореволюционный период. Одним из таких незаслуженно забытых изданий является газета “Новое время”. А между тем она была одной из самых популярных в России рубежа XIX – начала XX веков.
В 1876 году Алексей Сергеевич Суворин, уже будучи известным публицистом, покупает себе право на издание газеты “Новое время” (уже существовавшей до того момента, но постепенно, в силу обстоятельств, приобретшей вид заштатного газетного листка).
29 февраля 1876 года появляется первый номер, изданный под его руководством. В статье “Вместо нашей программы” говорится о том, что газета будет вести диалог с читателями по вопросам, интересующим общество. “Задача ежедневной газеты – не руководить общественным мнением, а создавать, вырабатывать его при совместном труде с лучшими людьми и деятелями на всех поприщах. Мы считали бы нашу задачу выполненной, если бы эти лучшие люди откликнулись на наш скромный призыв и сделали бы нашу газету своей газетой”. И, действительно, лучшие люди откликнулись. На страницах “Нового времени” появились произведения Даниила Лукича Мордовцева, автора многочисленных исторических романов. Интересно, что Суворин подсказал ему название одного из его произведений – “Царь и гетман”. Можно встретить и ряд других известных имен: А.Н.Майкова, Я.П.Полонского, Н.С.Лескова. Сотрудником “Нового времени” был Антон Павлович Чехов. Русский философ и историк литературы В.В.Розанов проработал в “Новом времени” с 1899 по 1917 год. Почти 18 лет он имел возможность посредством этого печатного органа популяризировать свои идеи. Привлекая к сотрудничеству лучших представителей своего времени, Суворин создал имидж газеты – своеобразного “парламента идей”.
В одном из фельетонов, опубликованном за подписью “Незнакомец”, Суворин выразил суть газеты, которая должна быть, по его мнению, органом просвещения, которая затрагивает вопросы образования, истории Отечества, имеющей тенденцию обращения к гуманитарному знанию. Особо стоит отметить просветительскую деятельность “Нового времени”. Суворин создает оригинальную книгу под названием “Русский календарь”. Благодаря разнообразию и полноте помещенных в нем сведений он сразу обратил на себя внимание общества и много лет продолжал печататься в большом количестве экземпляров. С конца 70-х годов XIX века во многих крупных городах России была создана целая сеть книжных магазинов “Нового времени”. Благодаря этой книготорговой системе российская провинция получила доступ к свежей печатной продукции, недостаток которой всегда имел место в России.
Но главная заслуга Суворина в деле просвещения заключалась в его проекте под названием “Дешевая библиотека” (с 1879 года). Целью его было знакомить читающую аудиторию с произведениями известных русских и иностранных писателей. Книги с грифом “Дешевая библиотека” были рассчитаны на людей с небольшим достатком: в основном для учащихся, рабочих, мелких служащих. Цена книг – от 5 до 25 копеек, что делало “Библиотеку” доступной широким слоям населения. Одним из самых интересных эпизодов в истории “Дешевой библиотеки” было издание “Сочинений Пушкина”. С целью наибольшего распространения сочинений поэта в школах и среди народа цена за десять томов была назначена в размере 1 рубля 50 копеек.
При “Новом времени” имелась первая в России школа типографского дела. Ее ученики получали образование в размере двух классных училищ Министерства народного просвещения. Учитывая важность знания наборщиками иностранных языков, в курс обучения были введены французский и немецкий языки. Школа выставляла письменные работы по общеобразовательным предметам и учебные работы по типографскому делу своих учеников на российских и всемирных выставках.
Газета “Новое время” была не просто периодическим изданием, а своеобразным комплексом, который объединял такие отрасли, как выход самой газеты, книжная торговля, подготовка специалистов типографского дела. Так или иначе все эти мероприятия были связаны с повышением образовательного уровня населения. Задача почетная, но невероятно сложная для России – страны, где большая часть населения была лишена возможности получить даже начальное образование. Для сравнения: в России один учащийся приходился на 564 человека, во Франции – на 300, а в США – на 83.
Павел ЕГОРОВ
Комментарии