Шумный квартал
(о студенческих журналах 1900-1917 гг.)
В конце ХIХ века скованность в общественном сознании исчезла. Все стали “держать себя свободнее”. И за какие-нибудь несколько лет среди русского студенчества сформировались две своеобразные партии: “академики” и “политики”. “Академиков” интересовала жизнь исключительно академическая, звал только храм чистой науки. “Политики”, напротив, не хотели быть только ее жрецами. Справедливое устройство общества, идеалы свободы, равенства и братства волновали их не меньше ученья. А между двумя этими полюсами пытался примоститься “несознательный” студент, по себе знающий, как местами бывает грустна Россия, но не обремененный мечтами осчастливить ее и все человечество.
Журнал “Вестник студенческой жизни” производит впечатление де жа вю особого рода. “Сверхзадача” его – воспитание граждан, приятных для государства во всех отношениях. В помыслах об устройстве мира и порядках в стране, умеренных и аккуратных. С начальством послушных и ласковых. Старинное напутствие “почитай начальство”, которым еще старик Гринев провожал сына на службу, превратилось в обязанность быть верноподданными. “К сожалению, слишком часто у нас, что верноподданным студент становится только по окончании курса в высшей школе, в стенах ее бывал слишком неверноподданным”, – сетует один из авторов. Болезнь левизны определяется как самая опасная и тяжелая из возможных. Причем страдают ею по преимуществу люди нерусские: “Левых больше в тех учебных заведениях, состав профессоров которых блещет инородческими фамилиями и именами героев и деятелей смутных дней”. Революционеров обвиняли во взвинчивании товарищей разговорами об их невзгодах, в провокациях во время студенческих волнений, материальной корысти. В некоторых вузах тогда выделением казенных стипендий, пособий, освобождений от платы за учебу распоряжались студенческие организации, функционировавшие на началах общественного представительства. “Вестник студенческой жизни” пестрит сообщениями о злоупотреблениях в комиссиях, состоявших из социалистов. Те со всех сумм, проходивших через руки фонда, отчисляли на революционные нужды, требование успешности учащегося заменили на требование революционности.
А вот “человеческая комедия” в стихах en russe “Современные типы студенчества”.
Кадет
Элегантный вид имеет,
В голове идеек нет,
Пред деньгами так и млеет.
Вот вам тип – студент-кадет.
Забастовщик
В дни учения
Ищет забвения,
В пиве – от разных забот.
В дни же волнения
Он без сомнения
Ярый защитник свобод.
Социал-демократ
Одет прилично, чист довольно.
Идейки есть и мыслит вольно.
Чтит Маркса и Лассаля тоже.
Портрет с эс-де довольно схоже.
Академист
Забитый горькой долею,
Застенчив, не речист.
Лишь с верою и волею
Студент-академист.
“Вестник студенчества” – одно из первых левых молодежных изданий. В редакционной статье первого номера авторы уведомляли, что не ставят перед собой широких задач политической газеты, отказываются от ведения самостоятельного политического отдела и хотят быть полезными в кругу интересов студенчества и высшего образования. В действительности журнал никак не аполитичен. Его кредо – “Выпьем за того, кто “Что делать” написал” (строчка из песни) – бросалось в глаза сразу. “Вестник” умудрялся быть одновременно “агитатором, организатором, пропагандистом” и достаточно живым и информативным чтением. Вторую часть его делили хроника жизни высших учебных заведений, очерки из истории студенческого движения, стихи, беллетристика, первую половину отдали “идейному содержанию студенческой борьбы”. Главной задачей современности левые полагали демократизацию высшего образования. Наука начала превращаться в определенного рода корпорацию, стала привилегией состоятельных буржуа. Для профессоров и молодежи все большее значение имеет возможность получения общественных преимуществ, а не ученые занятия как таковые. Между тем для открытий, продвижения вперед нужны люди с талантом, искрой живой – новые Ломоносовы. Но им из-за дороговизны обучения, политики ущемления “недостаточных” студентов, общей постановки дела доступ в вузы крайне усложнен. Выход из этого замкнутого круга виделся в демократизации устройства высшей школы.
Ольга ТОКАРЕВА
Продолжение следует
Комментарии