По страницам студенческой периодики 1910-х годов
Со временем “Бюллетень” становится менее профессорским. Мелькают даже своего рода легкомысленные материалы. Студенты ККИ хотели “в культурной форме и в культурном месте” отпраздновать день святого Валентина. Для проведения “мероприятия” они создали комиссию и просили директора выделить большую аудиторию. Правда, цели у них были самые что ни на есть праведные – с профессорами “обменяться общими мыслями о задачах науки”. И все же журнал остается если не сказать сухим, то малоэмоциональным, выдержанным. Редакция продолжает подходить ко всему исключительно серьезно и деловито. В качестве примера хорошо организованного в экономическом отношении предприятия издатели, без пущей сентиментальности, избрали московские бойни. В заметке описывался процесс, приводились разного рода калькуляции и венчал ее вывод: “Бойни не только снабжают город хорошими продуктами, но и приносят городскому управлению доход”.
В Москве и Петербурге студенческие издания крайне озаботились политикой, даже если в конкретной статье речь о ней не шла, то “дыхание” ее чувствовалось, читателями числили учащихся различных вузов, сотрудниками нередко имели людей известных. “Бюллетень Киевского коммерческого”, за некоторыми исключениями, – продукт собственного производства, рассчитанный на внутреннее употребление. В сборнике кружка взаимопомощи учащихся Воронежского сельскохозяйственного института “Студенческое слово” тоже писали о себе и для себя. Политики касались настолько, насколько молодые люди связывали с ней надежды на обновление жизни – в ключе идеалистически мечтательном. Редакция издания алкала во всех сферах бытия борьбы и свободы. Общее настроение “Слова”укладывается в строчки:
Брошу вызов я ей,
Горькой доле моей.
И ничто отступить не заставит.
При всей юношеской страстности позиции авторов им удалось обойтись без излишнего в статьях пафоса, сделать сборник в основном интересным, уютным и ничуть не провинциальным. В “Студенческом слове” информировали и рассуждали исключительно о делах институтских, но с такой основательностью, что в итоге касались всех волновавших высшую школу вопросов. Треть его составляли стихи, треть – сообщения о жизни учащихся, подробности работы кружка взаимопомощи, остальное пространство отдали размышлениям о реформе системы обучения и взаимоотношениях студентов и преподавателей. Вот положительная на этот счет программа сборника. Долой формализм. Задача студентов – в науках “дойти до самой сути”. Задача профессора – помочь им в этом, а не превращать учащихся в зубрящих человечков. Дипломы следует заменить удостоверениями, в которых было бы отмечено “без всяких покушений на оценку”, что то или иное лицо имело возможность и прослушало известные науки. Только такая бумага “не будет налагать никаких моральных обязательств” на плечи вуза. Экзамены, как дряхлый, отживший путь, тормозящий проявление в молодежи самых ценных качеств – любви к науке, активной инициативы критической мысли, стремления к исследованию тайн природы, – тоже подлежат упразднению. Лекциям вышло послабление, их ценность сомнению не подверглась. Но пересмотреть методы изложения материала (обязательно разбирать все противоречивые течения в науке, излагать позднейшие исследования и их результаты, анализировать во всей полноте метод того или иного исследования и т.д.) просто необходимо. Как и изменить практические занятия, “сделавши их самостоятельными и целесообразными”. Для упрощения напряженных взаимоотношений с профессурой издатели выдвинули идею представительства учащихся. Представители должны были быть чем-то средним между мировыми судьями, вожаками народного восстания и письмоводителем. Им предписывали договариваться с профессорами по поводу напечатания их лекций, возможности проведения практических работ в лабораториях, кабинетах, летних работ в поле; сообщать постановления студенческих собраний “руководству” и передавать студентам ответы. Кроме того, вести дневник институтской жизни, собирать анкеты и проч. Молодые люди просили преподавателя законоведения просмотреть составленный ими устав учреждения и высказать свое мнение. “Критика была жестокая и ироническая, но нас это не остановило”, – вспоминал в “Слове” один из инициаторов предприятия. О больших достижениях представителей в издании не говорится, однако сведения о некоторых конкретных успехах есть. Как-то студенты хотели работать в химической лаборатории в субботу, однако официального на то разрешения и ключей от помещения у них не было. Каждому пришлось заплатить сторожу, открывшему своим ключом дверь, по 15 копеек. Одни приняли это за должное, другие возмутились тем, что “прихоть сторожа” могла уничтожить “искренние стремления”. Вскоре представители переговорили с профессорами и “все разрешилось наилучшим образом” – лабораторию не закрыли на страстную неделю, и те, кто отстал, могли там заниматься. Студенческому буфету благодаря посредничеству представителей разрешили ставить самовар не на улице на морозе, а в корпусе здания.
Ольга ТОКАРЕВА
Комментарии