Куда несла “птица-тройка” российского студента предреволюционных лет
К 1916-му квартирный вопрос еще не испортил ни москвичей, ни петроградцев, однако волновал крайне. В “Пути студенчества”, журнале, выходившем в 1916 году в Петрограде, освещали отношения квартиросъемщиков и квартирохозяев с разных точек зрения. Для студентов проблема поиска места обитания была одной из “проклятых”. Автор фельетона “Как найти квартиру”, вероятно, человек молодой, предлагал приехавшим из провинции студентам несколько законных способов “отъема” площади у “частных лиц” или государства. В числе прочих такой: выйти на людную площадь и, не смущаясь реакцией окружающих, начать декламировать что-нибудь из классиков, например “Зима, крестьянин торжествуя”. В непродолжительный срок мечта осуществится. Квартира – в доме для умалишенных – будет получена. И, подбадривал сочинитель, останется только торжествовать – ведь “в самом-то деле вы здоровы, …только всего-навсего завидно устроились по сравнению с окружающими”.
А профессор А.А.Кауфман считал – “надо выслушать и другую сторону”. В статье под одноименным названием он поместил письмо одной из счастливых обладательниц свободного жилого помещения. Она сообщала, что учащихся пускают те только, кто готов мириться со всеми неудобствами, лишь бы выколотить несколько лишних рублей. Автор письма как-то сдавала курсисткам уголок и, как те съехали, зареклась больше их пускать. Девушки превратили чистенькую комнату в свинарник, “требовали не вовремя поставить самовар”, “слишком часто отрывали служанку от дел”. Кауфман призывал оба лагеря поразмыслить над своим поведением. Впрочем, добиться согласия удавалось редко. Поскольку в государственных учреждениях с гражданскими правами учащихся считались не всегда, те устраивали собственные предприятия. Так, студенты Новочеркасского “политеха” организовали студенческий кооператив. В небольшой когда-то фруктовой лавчонке открыли писчебумажный магазин. Первоначальный капитал – одну тысячу рублей – ссудил местный обыватель. Дела не сразу, но пошли. Через 5 лет из маленького помещения перебрались в большое прекрасное здание русско-азиатского банка; паевой капитал с 1 тыс. вырос до 50. В 1914-м на успешность дела чуть не повлияла война. Немцы товар поставлять перестали, а русские фабриканты выпускали его мало и в скудном ассортименте. Однако студентам удалось быстро сориентироваться. Они обратились с предложением торгового сотрудничества в Японию. Японцы прислали образцы, и сделка состоялась. Многие товары, несмотря на пошлину, пересылку почтовыми посылками и другие расходы, продавать оказалось выгодно.
Не только с целью подработать, но и чтобы послужить воюющему своему Отечеству, объединялись молодые люди. По личной инициативе ухаживали в госпиталях за ранеными. В 1914-м в Петрограде небольшая группа студентов решила помогать при разгрузке прибывающих в город санитарных поездов. Молодые люди работали в три смены. Когда подъезжал поезд, они выносили раненых, которые не могли передвигаться. Пока солдаты получали чай или обед, регистрировали прибывших. Затем распределяли их по трамвайным вагонам и развозили по лазаретам. Разгрузка поезда занимала обычно 2,5 часа. В середине 1915-го численность организации сократилась вдвое – юношей забирали на фронт. Поначалу к новобранцам относились хорошо. Начальство нисколько не “прижимало” и только на лекциях повторяло о своих правах налагать на них такие-то и такие-то наказания. Непосредственное руководство – старшие юнкера, тоже бывшие студенты, вне службы были товарищами; на службе требовали самое необходимое. Студенты в ответ на бережное к себе отношение от ученья не отлынивали и “выделывали повороты” старательно. Жилось им весело. Днем с интересом вникали в азы военного дела. Вечером пели и музицировали… Но вскоре начальство стало притеснять, юнкера заботились только о своих интересах, “изворачиваться и не попадаться стало девизом каждого”. Музыку заменили скабрезными песнями и анекдотами. “Студент стал солдатом”.
Дни племени младого 10-х годов не были ни суровыми, ни увеселениями изобилующими. Трудностей хватало вполне. Но до военной дисциплины в воспитании студентов тогда еще не додумались. Поэтому “свободного хотенья” трудиться для себя и империи наблюдалось больше, чем в последующие годы.
Ольга ТОКАРЕВА
Комментарии