Детство Василия Порфирьевича Вахтерова прошло в Арзамасе (он родился здесь 13(25) января 1853 года) в бедности и лишениях в семье Пестровских, выходцев из сельских дьячков. Вахтеровыми их прозвали по должности отца – вахтера (сторожа) здания духовного правления. Позднее прозвище стало фамилией. В 1867 году непреодолимая тяга к самообразованию побудила 13‑летнего подростка пешком отправиться в Нижний Новгород, чтобы поступить там в духовную семинарию. Юноша был беззаветно предан идее, что «грамота и культура помогут изгнать из жизни крестьян беспросветную нужду и невежество».
Путь к себе
В 1874 году Вахтеров окончил одногодичные курсы при Московском учительском институте, при этом молодой педагог был настолько беден, что не мог даже заплатить небольшую сумму, чтобы получить на руки диплом.
С 1875 года он учитель и одновременно заведующий Духовщинским городским училищем Смоленской губернии. Увлеченный своей работой, Василий Порфирьевич настойчиво стремился овладеть педагогическим мастерством. В учительской деятельности он опирался на демократические и гуманистические принципы организации учебного процесса, использовал новые методы и формы обучения и многое изменил к лучшему в своей школе.
Яркой страницей в жизни В.П.Вахтерова стала его инспекторская деятельность. С 1881 по 1890 год он был инспектором народных училищ Смоленской губернии, а с 1890 по 1896 год – Москвы. Его общественно-педагогическая деятельность была направлена на распространение начального образования, улучшение материального и правового положения учителей, повышение их профессиональной компетентности и мастерства.
Для учителей Василий Порфирьевич Вахтеров всегда являлся не начальником, осуществляющим строгий надзор за деятельностью школ в соответствии с циркулярами Министерства народного просвещения, а мудрым наставником, другом и помощником.
Выдающийся просветитель
Однако своими передовыми идеями и новаторской деятельностью Василий Порфирьевич вызвал настороженность со стороны Министерства народного просвещения, его обвинили в неблагонадежности, в «крамольных намерениях». В сентябре 1896 года он был вынужден уйти в отставку. Но он не оставлял научно-педагогической и общественной деятельности – вносил значительный вклад в формирование гуманистических подходов к воспитанию и образованию. В это время Вахтеров руководил редакцией школьной и народной литературы в издательстве Сытина. За 19 лет (1893-1912) благодаря неустанному труду просветителя было выпущено 350 новых учебников и учебных пособий для начальной и средней школы.
Для реализации своего проекта распространения грамотности просветитель создал комплекс учебников и учебных пособий для начальной школы гуманистической направленности. В 1898 году выходит «Букварь», затем «Новый букварь» и книга для чтения «Первый шаг».
Одним из самых крупных достижений Вахтерова как педагога и методиста стали его книги для классного чтения «Мир в рассказах для детей». Построенные на основе предметного обучения, они базировались на принципе наглядности и содержали в себе не только статьи для объяснительного чтения, но и богатейший материал по естествознанию, географии, истории, изучение которого требовало самостоятельной работы учащихся, проведения опытов, применения разнообразных методических приемов.
По его «Букварю» и книгам для чтения «Мир в рассказах для детей» не одно молодое поколение россиян усвоило грамоту, приобщилось к русской культуре и приохотилось к науке. Подчеркнем, что из всех русских учебников книги Вахтерова заслуженно пользовались наибольшей популярностью и были самыми распространенными. До Октябрьской революции «Букварь» издавался 118 раз. Затем издание выпускалось без идеологической правки как в Советской России (последний раз в 1923 году), так и в русском зарубежье (в Праге в 1919 году).
Лидер общественно-педагогического движения
Мощный импульс общественно-педагогическая деятельность Вахтерова получает в 1905 году, когда становится возможным создание Всероссийского учительского союза. Он свято верил в возможность установления в России демократического государства, построенного на основах свободы, равенства и братства. И считал, что для этого необходимо просвещение, в частности всеобщая грамотность народа и его нравственное воспитание. В.П.Вахтеров разработал уникальный и, главное, вполне осуществимый проект введения в России всеобщего бесплатного начального обучения. Его идеи взволновали тогда всю передовую общественность страны. Ведь состояние грамотности народа было одним из самых наболевших вопросов русской жизни.
Характерный факт – репутация Василия Порфирьевича среди учительства была столь высока, что в 1906 году власти его официально пригласили занять пост министра просвещения России. Правительство собиралось сформировать новое Министерство народного просвещения из деятелей образования, «облеченных доверием страны».
Период после Февральской революции 1917 года являлся временем насыщенной деятельности Вахтерова по претворению в жизнь демократических подходов в российском образовании. Свои силы Василий Порфирьевич направлял на восстановление деятельности Всероссийского учительского союза. С мая 1917 года начал работу Государственный комитет по народному образованию при Временном правительстве, где Вахтеров стал председателем Комиссии по всеобщему обучению.
Лебединая песня
Болезненно восприняв роспуск Всероссийского учительского союза после Октябрьской революции и глубоко переживая то, что случилось с русской школой, Вахтеров отказался от сотрудничества с советской властью и не согласился занять какой-либо пост в правительственных структурах. В 1918 году Василий Порфирьевич совсем отошел от дел и «ушел в затвор» – переехал на жительство в глухую деревню Наволоки на берегу Оки.
Но в начале 1920‑х годов его затворничество заканчивается, и он возвращается в Москву к педагогической деятельности. Вахтеров читал лекции во 2‑м МГУ и продолжал совершенствовать свои учебники. У него было много творческих планов. Хотел написать статью в защиту сказки, отдельные наброски остались в его рукописях. Сохранились и другие произведения, он подготовил книгу «Популярная педагогика» для родителей, но завершить ее уже не успел.
…Василий Порфирьевич умер 3 апреля 1924 года и был погребен на Дорогомиловском кладбище. Символично, что его захоронение окружено кольцом маленьких детских могилок, точно и после смерти он хотел быть среди детей, которых всегда любил и для которых так много совершил…
Основоположник педагогики развития
В.П.Вахтеров в начале ХХ века мощно заявил о себе как о самобытном и глубоком ученом-педагоге.
В 1913 году мыслитель публикует капитальный труд «Основы новой педагогики», сразу привлекший внимание педагогической общественности. В книге был сформулирован главный принцип гуманистического подхода к воспитанию – уважение к человеческой природе ребенка, предоставление ему возможности свободного развития, недопустимость средств воспитания, травмирующих психику ребенка. В силу этого педагог призывал учителей и родителей уважать человека в ребенке, не оскорблять достоинство, деликатно относиться к его чувствам.
Идеал нравственного воспитания Вахтеров выводил из идеала общественного. Необходимо, направляя развитие растущего человека, влияя на формирование способностей, на духовное совершенствование, «создать наиболее благоприятные условия для его социального общежития, для приготовления к жизни в обществе на гуманно-демократических принципах». При этом духовно-нравственное развитие личности невозможно без опоры на приоритетные национальные ценности в их неразрывной связи с ценностями общечеловеческими. Подчеркнем, что В.П.Вахтеров был родоначальником в России педагогики развития. Он новаторски поставил категорию «развитие» во главу не только обучения, но и воспитания. Развитие ученый рассматривал как комплексную задачу, включающую в себя развитие совокупности качеств детской личности (ума, воли, чувств). Данное направление он называл эволюционной педагогикой.
В.П.Вахтеров выделял три важных фактора, оказывающих влияние на развитие детской личности. Это наследственность, условия, существующие в окружающей ребенка среде, собственная активность и деятельность детей.
Уважение к детской личности
Высшей ценностью гуманистической педагогики для В.П.Вахтерова всегда являлись личность ребенка, ее индивидуальность и неповторимость. В данной связи педагог считал важным изучение личности школьника и знание его особенностей.
Педагогический мыслитель проявил себя как тонкий знаток и исследователь психических и возрастных особенностей младших школьников. К решению проблемы воспитания Вахтеров подходил с позиции всестороннего изучения ребенка, его наклонностей, интересов, способностей, что позволяло учителю получить полное знание о существенных чертах личности ученика, целостное представление о нем. Так обосновывалась необходимость индивидуального подхода в воспитании.
В.П.Вахтеров проводил четкую границу между воспитанностью и дисциплинированным поведением. По его мнению, даже если дисциплина достигнута, это не свидетельствует о степени воспитанности детей. Считая, что наилучшим средством поддержания дисциплины является интерес детей к занятиям, их любовь к школе, участие в установлении школьных порядков и правил, Василий Порфирьевич предлагал создать условия для проявления этих качеств и развивать их различными способами прямого и косвенного воздействия на детей.
В данном процессе для Василия Порфирьевича главное – то, что ребенок учится «справляться с аффектами, обуздывать свои маленькие страстишки, владеть собой». По убеждению педагога, это может произойти только в ходе самовоспитания. Тогда задача учителя заключается в том, чтобы вывести ребенка на путь к самому себе, на дорогу, открывающую ему возможность к самосовершенствованию.
Крупный дидакт
В.П.Вахтеров создатель целостной личностно центрированной дидактической системы, которую он охарактеризовал в своей работе «Предметный метод обучения». В центре этой системы закономерно находится личность ребенка. А компоненты дидактической системы (содержание образования, методы и средства обучения и воспитания, организационные формы, деятельность преподавателя, деятельность ученика) подчинены ее гуманистической цели, а именно гармоничному развитию личности растущего человека.
Поэтому учителю предлагалось умело комбинировать традиционную форму фронтальных классно-урочных занятий и эвристические методы преподавания, которые открывали возможность проблемного подхода, организации дискуссии.
Вахтеров ввел ролевую игру в учебную деятельность, поскольку «обучение не только должно быть интересным для ребенка, но и учитывать его индивидуальные возможности». Ролевая игра позволяла расширить учебную деятельность до образовательной, включив в нее компетентностный подход, поскольку в ходе игры дети получали не только новые знания, но и социальную практику, обобщая свой личностный опыт и знания с опытом и знанием учителя, систематизируя их.
Все начинается с учителя
Центральной фигурой воспитательного процесса, как правомерно считал Василий Порфирьевич, является учитель, «подготовленный профессионально и деятельно любящий детей». Педагог выделял два типа учителя. Первый – учитель-надзиратель, который «вынужден будет постоянно усиливать меры наказания и может вполне естественно дойти под конец до системы внушений подзатыльниками». Для педагога-гуманиста, несомненно, недопустима «атмосфера страха и давления на ребенка, школа, избравшая главным побудителем к действию наказание, не может получить одобрения со стороны общества». По убеждению В.П.Вахтерова, «вызывая в детях страх, учитель подавляет их силы, отнимает у них самую возможность исполнить его требования». Такой учитель «не только не достигает воспитательных целей, но развивает у детей отвращение как минимум к себе и своему предмету, а как максимум к школе и любым умственным занятиям».
Второй учитель – это учитель-воспитатель. Он, как замечает Василий Порфирьевич, «путем целесообразной педагогической системы разовьет в детях силу внимания, побудит их полюбить умственный труд, заинтересует знаниями». Очевидно, что под воспитанием В.П.Вахтеров понимал не насилие над личностью ребенка, а привитие ему образцов культуры, помогающей жить в обществе.
В этом у учителя, по мнению В.П.Вахтерова, имеются два мощных помощника. Один из них – поддержка своего ученика, которая выражается в нескрываемой радости учителя за те хорошие поступки, которые ученик совершает.
Второй помощник – это литература, рассказывающая о людях «труда и энергии, о борьбе и жертвах, принесенных ими для осуществления заветных целей».
В целом, по убеждению Вахтерова, школа должна стать носителем всего лучшего, что создано в человеческой культуре. Школа призвана терпеливо и уважительно прививать ребенку интерес к знаниям и другим людям, способность и умение анализировать происходящее вокруг и вырабатывать осмысленные оценки и суждения.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»
Комментарии