Вниз по Тверскому бульвару. У мрачной каменной громады МХАТа имени Горького свернуть налево. Еще пару шагов в глубь переулка, и вот она, любимица фортуны, новоиспеченная обладательница президентской премии, столичная гимназия №1520 им. Капцовых. Сразу вы этого, конечно, можете и не понять: старинный особняк красного кирпича в скандинавском «стиле Христиана IV» снаружи меньше всего походит на школу. Скорее на музей или архив, хранящий в гулкой тишине тысячи тайн нашего города. И все-таки это школа, а за вековыми стенами – не только славное прошлое, но и, Бог даст, грандиозное будущее.
– Самим на этот вопрос, конечно, ответить непросто, можно лишь догадываться. Но не буду кокетничать: у нас собралась очень сильная команда, способная работать много, тяжело и без устали. Мы все время ищем, ищем, а значит, пусть изредка, но и находим тоже. Вечный конкурс – это вообще наш стиль жизни: постоянно где-то участвуем, пишем заявки, готовим проекты. И инновации – для нас это не громкое иностранное слово, а тоже стиль жизни. Самые современные учебные программы, последние методики, технологии, разработки, неизведанное и неиспробованное – это все . Не надо бояться новшеств, вот мой совет. А не заиграться помогает ставший уже легендой многолетний дух нашей школы – интеллигентный и благородный. Здесь такое скопление добрых традиций и славных достижений прошлого, что любой новомодный перегиб сразу виден. Вот и сформулируем наш рецепт: беречь старое и не робеть перед новым.
В твою честь, отец
«Имею честь заявить городской Думе, что я желаю пожертвовать городу, в память моего покойного отца Сергея Алексеевича Капцова, капитал в 190 тысяч рублей для устройства городского начального училища имени Сергея Алексеевича Капцова на 200 мальчиков», – купец первой гильдии, член Финансовой комиссии городской Думы Александр Капцов был человеком деловым и, судя по всему, немногословным. Мысли свои выражал коротко и ясно. А действовал быстро и решительно. Обращение к Думе – вежливая формальность: город, вечно стесненный в средствах на образование, с радостью и благодарностью принимает столь щедрый дар. Строительство здания училища в Леонтьевском переулке на территории бывшего Шведско-Норвежского подворья решено начать незамедлительно, поручив его знаменитому архитектору Чичагову. А пока, в августе 1892 года, мальчиков временно размещают в наемном доме Гирша, на Бронной. У «шелкового короля» Капцова была только одна «нижайшая просьба», читай – условие: училище должно носить имя его отца, Сергея Алексеевича. Условие было выполнено, более того, Дума единогласно постановила «совершать ежегодно в училище 25 сентября – в день именин и 4 марта – в день кончины панихиды по покойном С.А. Капцове». Александр Сергеевич лично вникал во все нюансы и подробности проекта и стройки, внимательно просматривал чертежи, требовал лучшего кирпича, выписывал его в Москву особым заказом. Училище превратилось для него в дело чести, тем самым он будто отдавал ему одному ведомые долги, измерявшиеся отнюдь не в векселях, банкнотах и ассигнациях… Работа была сделана на совесть, с тех пор прошло уже больше ста лет, а здание стоит, и ничего ему не делается. Только одного не мог предусмотреть дальновидный политик, стратег, меценат Капцов. После революции школа не могла больше носить имя «буржуина», и на 70 долгих лет сама память о людях, подаривших Москве этот дом, была вытравлена, истреблена на корню. Лишь в конце двадцатого века, с приходом новых порядков, школа, уже успевшая превратиться в гимназию, снова вспомнила о тех, кому была обязана своим рождением. Несколько лет назад гимназию окончил праправнук Капцова, круг истории замкнулся. К слову об исторической справедливости и неисповедимости путей…
Золотой ключик
В советское время слава английской спецшколы в Леонтьевском переулке гремела на всю Москву. Сюда отдавала своих детей элита – и политическая, и творческая. В каждом поколении найдется своя звезда, начинавшая путь от этого порога: легендарный директор Леонид Мильграм, режиссер Федор Бондарчук, артист Михаил Ефремов – все они родом с Леонтьевского. Славный список можно продолжить именами поэтов, дипломатов, солидных бизнесменов… И сегодня вундеркиндов здесь хоть отбавляй: они побеждают в олимпиадах и телевизионных интеллектуальных играх, защищают спортивную честь страны и даже открывают новые планеты. Так что кинематографические триумфы Бондарчука и Ефремова – это далеко не предел гимназических возможностей…
Долгие годы здешний аттестат был чуть ли не золотым ключиком, с легкостью открывающим двери в МГИМО и МГУ. Таковым, впрочем, и остался, но новое время добавило еще один блестящий вуз, куда с легкостью поступают выпускники гимназии, – Высшую школу экономики.
Конек гимназии №1520 – зачем же отказываться от того, что столько лет приносило славу и получается лучше всего – конечно же, английский язык. Несмотря на то, что уже много лет старшие классы тут работают по двум профилям, гуманитарному и экономическому, основной упор все равно делается именно на иностранный язык. На английской кафедре работают двадцать учителей, еще восемь преподают второй язык – французский или немецкий. Цифры впечатляют!
– Наши ребята – народ очень требовательный, – объясняет Анжелика Максименко, заместитель директора по иностранным языкам. – Что уж там говорить, у них немало возможностей поездить по миру, послушать, как звучит настоящая английская речь, поэтому нашим преподавателям – хочется им того или нет – приходится держать trade mark (марку). К счастью, кадрового голода мы не знаем, молодых учителей подбираем сами, тут система отлажена и работает без сбоев. Уже много лет к нам на практику приходят студенты из Московского городского педагогического университета, мы к ним присматриваемся, лучших из лучших оставляем. И вот что любопытно: в основном это девушки, они добросовестнее и работают честнее. В мальчишках бурлят амбиции, они хотят получить все и сразу, не желая понимать, что профессионализм и имя зарабатываются годами, медленно и кропотливо, а не берутся с наскоку. Каждому «новобранцу» положен куратор, опытный педагог, который и поможет, и подскажет, и направит. А в случае чего – не позволит утонуть, как слепому котенку. Да, можно смело сказать, что молодых мы тачаем под себя, под свои цели, и, поверьте, у нас очень высокие планки. Только так и складывается команда, умеющая побеждать.
Мужчин в гимназии действительно немного. Но зато те, что есть, – отборные. Взять хотя бы географа Валерия Гаврилова – все же не каждая школа может похвастаться лауреатом конкурса «Учитель года Москвы». И далеко не в каждой учительской пьют чай, заполняют журналы и беседуют о том о сем восемь кандидатов наук, четыре заслуженных учителя и целых двенадцать отличников народного просвещения.
Неизведанное – это
Гимназические коридоры по-летнему пустынны. Блестящий паркет, правда, засыпан строительным мусором: долой старые, крашенные масляной краской двери! Президентским фаворитам они не к лицу. Школьный ремонт, что ни говори, приятное неудобство. Пыль не клубится разве что в «викторианском» кабинете директора Ольги Овсейчик – здесь царят солидные тишина и полумрак. Солидные, как сама хозяйка: за внешней мягкостью Ольги Николаевны чувствуется железная хватка настоящего менеджера, которому только и под силу вывести такой огромный корабль на единственно верный курс. С другим характером в центре Москвы делать нечего.
– Ольга Николаевна, позвольте поздравить вас с победой в президентской «премиальной гонке». На что, если не секрет, потратите долгожданный миллион?
– Не секрет, конечно. На что обещали в представленных на конкурс «многотомных» документах, на то и потратим: организуем современную медиатеку, объединенную единой сетью.
– Как вы думаете, почему судейский выбор пал именно на вас?
– Самим на этот вопрос, конечно, ответить непросто, можно лишь догадываться. Но не буду кокетничать: у нас собралась очень сильная команда, способная работать много, тяжело и без устали. Мы все время ищем, ищем, а значит, пусть изредка, но и находим тоже. Вечный конкурс – это вообще наш стиль жизни: постоянно где-то участвуем, пишем заявки, готовим проекты. И инновации – для нас это не громкое иностранное слово, а тоже стиль жизни. Самые современные учебные программы, последние методики, технологии, разработки, неизведанное и неиспробованное – это все к нам. Не надо бояться новшеств, вот мой совет. А не заиграться помогает ставший уже легендой многолетний дух нашей школы – интеллигентный и благородный. Здесь такое скопление добрых традиций и славных достижений прошлого, что любой новомодный перегиб сразу виден. Вот и сформулируем наш рецепт: беречь старое и не робеть перед новым.
– Последний вопрос, только, чур, начистоту: как обычному ребенку – не всем же Бог послал именитых родителей – попасть в вашу школу?
– А я все жду, когда же вы меня об этом спросите! В первый класс прогимназии – она находится в нашем здании, но юридически независима – согласно закону принимают всех детей. Чтобы поступить в пятый класс, уже непосредственно в гимназию, ребенок должен пройти собеседование по русскому и английскому языкам и математике, а также психологическое тестирование. Дети учатся серьезно, программы углубленные, нагрузки большие, не каждый выдержит. Родителям стоит об этом помнить, чтобы зря не рисковать здоровьем ребенка. Но я прекрасно понимаю, что ваш вопрос с двойным дном. Так вот, поверьте, у нас учатся не только элитные, но и самые обыкновенные дети. Ездят из спальных районов. На метро, а не на папиных машинах.
… Александру Сергеевичу Капцову такой ответ наверняка пришелся бы по душе. Ведь и он строил свое училище для самых простых мальчиков, а вовсе не для тех, кто будет ездить сюда в папиных пролетках и ландо.
Из концепции гимназии №1520 имени Капцовых
«Цели гимназии позволяют спланировать получение результата образовательной деятельности – участие в формировании интеллектуальной элиты страны, создание предпосылок возрождения российской интеллигенции, участие в ускорении процесса интеграции российской образовательной системы в мировое образовательное пространство».
Комментарии