search
main
0

Родом из детства

Общность педагогических поколений

Профессиональная династия – это общность нескольких поколений семьи, работающих в одной и той же сфере. За многие годы работы по профессии у членов семьи накапливается багаж опыта и знаний, которые намного проще усвоить именно нативно, за счет межпоколенческого семейного ресурса. Его наличие также облегчает адаптацию к профессиональной среде: человек значительную часть своей жизни слышит разговоры родственников о работе, усваивает различные профессиональные жаргонизмы. В дальнейшем ему будет куда проще принять профессиональные ценности.

 

Суть проекта Министерства просвещения «Педагогические династии России» состоит в сборе и публикации сведений учителей, желающих рассказать больше о своей семье и ее профессиональной жизни. Педагогический стаж многих из этих семей совокупно составляет сотни лет, а их любовь к преподаванию методично передается из поколения в поколение. Проекты, подобные этому, помогают многим семьям заявить о себе и своем ремесле публично, сформировать положительное впечатление о профессии у младшего поколения, таким образом побуждая детей и подростков обратить внимание на специальности, о которых они могли ранее и не задумываться.

В нашей школе №1998 «Лукоморье» успешно работают и развиваются уже несколько семейных династий. На практике их наличие действительно упрощает и ускоряет процесс адаптации после трудоустройства: по большому количеству вопросов есть возможность обращаться к давно знакомым людям, а при первом вхождении в роль учителя можно полагаться на их поддержку в любой момент.

Выбор профессии – тонкое дело. К нему следует подходить ответственно, но не стоит чрезмерно стимулировать ощущение стресса и давления у ребенка. Лучшим подходом при желании продолжить или создать профессиональную династию будет мягкое и естественное знакомство с нужным ремеслом. Участие или по возможности присутствие подростка рядом с занятыми работой людьми поможет естественным образом сформировать у него интерес к деятельности родственников и подтолкнуть его к дальнейшему изучению этой тематики. Ключевым моментом в таком случае должно стать формирование положительного эмоционального отклика и позитивных ассоциаций с профессией.

Связь поколений, реализованная через их общее ремесло, имеет много плюсов. При этом в случае если ребенок выбирает не то, что от него ожидалось, не нужно ему мешать, ведь у каждой личности свой жизненный путь, и именно ее обладателю решать, каким он должен быть.

Елена ПОДОЛЯКА, педагог дополнительного образования школы №1998 «Лукоморье»

 

 

Комментарии

Наталья КАБАНОВА, учитель физической культуры школы №1569 «Созвездие»:

– Собираясь семейным кругом, начиная разговоры на любые темы, рано или поздно мы переходим к одной – школе. Причина очевидна – в нашей семье практически все ее члены работали или работают учителями. А родоначальниками нашей педагогической династии являются Мамикон Ремович Алтунян, учитель истории, который в далеком 1926 году пришел работать в мужскую школу №1 Сухума, и его жена Варт Вардкезовна, учитель начальных классов, работавшая в начальной школе №4 этого же города.

Продолжили педагогическую династию бабушка и дедушка, которые работали в разных школах, находящихся на одной улице в Тбилиси. Бабушка была учителем русского языка и литературы, а дедушка учителем армянского языка и литературы. И конечно же, их дочь, моя мама, не могла выбрать другую профессию. Она стала учителем французского языка в женской школе №20 Тбилиси.

Помню, как на выпускном утреннике в детском саду я по­обещала своей воспитательнице быть учителем, как она! И слово свое сдержала – моя педагогическая деятельность началась в детском саду, где я проработала 13 лет. Затем пришла в школу и работаю учителем физкультуры. Я безмерно горда тем, что продолжаю профессиональный путь своей семьи, сохраняя традиции, в основе которых любовь к детям, профессионализм, преданность делу. Уверена, что в нашей семье точно есть ген учительства, он передается из поколения в поколение.

И вот уже мои дети определились с выбором профессии: дочь окончила педагогический колледж, в настоящее время продолжает обучение в педагогическом университете и работает тьютором в школе, ее подопечные – дети с ОВЗ. После службы в армии сын также поступил в педагогический университет. Сейчас он оканчивает второй курс и в дальнейшем мечтает работать в школе.

Наша педагогическая династия продолжается, уже совсем скоро ей исполнится 100 лет!

 

Светлана БРОНШТЕЙН (Титова), учитель изобразительного искусства школы №937 имени Героя Российской Федерации А.В.Перова:

– Династия – это не только гордость семьи, но и нашей страны. Педагог, учитель, наставник – это постоянное творчество, огромная душевная щедрость, любовь к детям и своему делу. Что же движет человеком при выборе профессии учителя, художника – стремление к самореализации, особый дар учить, генетическая предрасположенность? Вероятно, и то и другое.

Так, свои творческие задатки, опыт, умения и навыки я как педагог изобразительного искусства получила от своего дяди Алексея Ивановича Титова, главного художника Музея В.И.Ленина (Ленинские горки), отца Евгения Ивановича Титова, архитектора.

Вся наша многочисленная семья Титовых отдала себя художественным профессиям и по сей день передает свой опыт молодому поколению. Братья Титовы – Дмитрий и Андрей – открыли свое архитектурное агентство и радуют людей архитектурными зданиями и сооружениями, а также преподают в МАРХИ.

Мой выбор профессии учителя изобразительного искусства связан не только с семейными ценностями и традициями, но и с желанием прививать художественные навыки, обучать учащихся не только искусству изображать окружающий их мир с помощью художественных материалов и принадлежностей, но и искусству любования, восхищения своей Отчизной.

С уверенностью могу сказать, что полученный мною опыт и художественные задатки не могли не сказаться на мотивации учащихся к предмету, к выбору художественного направления в учебной и профессиональной деятельности. Они с удовольствием рисуют, участвуют в творческих конкурсах, художественных выставках, олимпиадах, побеждают, радуются и гордятся своими успехами. Самое востребованное направление дополнительного образования в школе – художественное. И самый любимый предмет – изобразительное искусство! Это дорогого стоит! Чувствуешь гордость за свой труд, понимаешь значимость своего призвания.

Каждый член нашей династии внес свой особый вклад в будущее нового поколения, и мы гордимся всеми членами нашей семьи!

 

Ирина ЗАВАДИНА, учитель информатики и ИКТ школы №998:

– В профессии я благодаря моей маме Марине Вячеславовне Малютиной, учителю с 40‑летним стажем работы.

Когда-то, в далеком детстве, моя мама мечтала стать актрисой. Но годы спустя выбор пал на профессию учителя. Почему, спросите вы? Все просто. «Учитель» не просто одна из самых важных профессий, но и самая удивительная. Не в каждой профессии вы сможете попробовать себя в разных ролях. Быть актером и режиссером, спортсменом и психологом, инженером и руководителем – это не предел. Профессия «учитель» настолько увлекательна, что каждый твой новый день никогда не будет похож на предыдущий.

Наверное, именно этот факт и повлиял на решение моей мамы, которая нашла свое призвание в жизни!

Учитель начальных классов, педагог-организатор, заместитель директора по воспитательной работе, учитель духовной нравственности – все это разные стороны одной профессии, которые смогла объединить в своей работе Марина Вячеславовна.

Меня еще ребенком так влекла эта профессия! Я все свое детство провела в школе, интересуясь всеми тонкостями такой нелегкой работы.

Однако мой путь к педагогике прошел через Московский технический университет связи и информатики. Получив образование инженера, я, не раздумывая, прошла переподготовку на педагога. И теперь объединила два интересных мне направления – информатику и педагогику – в единое целое.

Мне нравится моя работа. Я горжусь своей профессией.

 

Александр БИЗЯЕВ, учитель информатики школы №998:

– Я с детства смотрю на школьную суету. Еще когда был маленьким, бабушка, учитель начальных классов, брала меня с собой в школу. Я сидел вместе с учениками за партой и пытался понять, что и как делают дети, слушая учителя. Было нелегко, но интересно. Мне безумно нравилось находиться в такой обстановке.

Позже, когда я пошел в садик, узнал, что моя мама тоже работает учителем. Вспоминаю, как в начальных классах бегал к ней в класс на перемене и делился своими впечатлениями.

Насмотревшись на нелегкую, хлопотную и круглосуточную работу родственников, я твердо решил, что учителем не буду никогда в жизни. И вот август 2022 года, и я иду работать преподавателем информатики.

Готовясь к первым урокам, я постоянно обращался за помощью к маме и бабушке. Два советчика, учителя со званиями и высшей категорией, на все школьные задачи и проблемы найдется ответ. Таким образом, династия в нашей семье уже насчитывает более 70 лет педагогического стажа и передаваемого из поколения в поколение опыта. Мне всегда есть к кому обратиться и у кого научиться. Это большое счастье!

 

Светлана СМЕТАНИНА, учитель начальных классов школы №1552:

– У каждой семьи есть своя история. История моей семьи неразрывно связана со школой. Но расскажу все по порядку.

С самого детства я знала, что стану учителем. Моя бабушка Александра Васильевна Семенова мечтала о профессии учителя, но послевоенные годы внесли свои коррективы. Мы с мамой воплотили ее мечты. Бабушка гордится нами, всегда говоря, что наша профессия самая важная! Во время дистанционного обучения Александра Васильевна иногда присутствовала на моих уроках и мероприятиях. Особенно бабушке нравились уроки математики, где можно было поупражняться в устном счете, вместе с моими учениками она решала логические задачи и разгадывала математические ребусы. После уроков она всегда давала ценные комментарии и мудрые советы! В этом году бабушке исполнилось 90 лет, она в курсе всех мероприятий, которые происходят в нашей школе, знает об особенностях учебного процесса и внеклассных актив­ностях.

Мама Надежда Васильевна Калинкина, заслуженный учитель Российской Федерации, 1 сентября 2023 года будет отмечать полувековой юбилей своей педагогической деятельности. Надежда Васильевна в 1977 году с отличием окончила Московский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина и с тех пор работает учителем начальных классов. За время работы в школе ее учениками были дети трех поколений. Сейчас в школу уже приходят внуки ее первых учеников. Мама всегда старается быть в курсе всех педагогических новшеств и идти в ногу со временем. Она принимала участие в разработке и апробации занятий по программам «Одаренный ребенок» и «Школа – правовое пространство». В 1991 году с группой коллег и учеников УВК №1832 была в США по обмену опытом. В 1998 году мама прошла профессиональную переподготовку в Социально-гуманитарном институте в области психологии, это стало большим подспорьем в ее педагогической работе. На протяжении многих лет она использует в своей практике психологическую программу «Развитие творческого потенциала личности младшего школьника», активно занимается со своими учениками «гимнастикой мозга». В 2008 году за долгий и добросовестный труд Надежде Васильевне Калинкиной было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Моя мама всегда была и остается для меня ориентиром в профессиональной деятельности.

Я училась в историческом классе школы №884 (сейчас моя 1552‑я), нашим классным руководителем была директор школы Оксана Григорьевна Авилова. Самые яркие впечатления о школе оставили 10‑й и 11‑й классы. Увлекательные уроки и лекции по истории, незабываемые занятия в Оружейной палате и Музеях Московского Кремля, поездки в Санкт-Петербург, Вильнюс и Каунас, поэтические вечера – за эти впечатления большое спасибо моему классному руководителю! Из школьной жизни, конечно же, помню своих учителей, которые были не только профессионалами своего дела, но и очень интересными людьми. Огромное спасибо им за пример и верность профессии!

В 1998 году я окончила Московский государственный открытый педагогический университет, и теперь многие из моих учителей стали моими коллегами. С тех пор каждое первосентябрьское утро я встречаю на праздничной линейке не своих одноклассников, а своих учеников. Но я не только учу, но и учусь у ребят радоваться даже самым незначительным мелочам, быть более открытой к новой информации и знаниям, творчески мыслить, разбираться в современных тенденциях и технологиях.

Моей коллегой стала и моя мама. Сейчас мы с ней работаем в одной параллели. Наши ученики принимают активное участие в проектно-исследовательской деятельности, являются победителями и призерами олимпиад «Музеи. Парки. Усадьбы», «История и культура храмов столицы и городов России», «Не прервется связь поколений», «Московский школьник XXI века»… Работы детей регулярно печатаются в журнале «Детское творчество».

Большое внимание на уроках мы уделяем духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, ведем уроки ОПК. Мы очень любим изучать историю и культуру своей страны, путешествуя с ребятами не только по Москве, но и по другим городам России, в том числе в рамках историко-культурной программы «Дороги Победы». Мы с учениками были в Коломне, Покрове, Звенигороде, Сергиевом Посаде, Переславле-Залесском, Пскове, Костроме, Казани. Посетили три ратных поля: Куликовское, Бородинское, Прохоровское.

В этом учебном году мы с мамой в очередной раз выпускаем четвероклассников и готовимся 1 сентября встречать первоклассников.

На мой взгляд, ни одна другая профессия не дает такого разнообразия деятельности, динамичности, столько эмоций и впечатлений, как профессия учителя. Школа – это мой мир, где каждый день происходят важные события и удивительные открытия.

 

Анастасия ЛАТЫШОВА, учитель химии школы №939:

– Династии учителей – особая тема. Это не просто выбор специальности, а внутренняя потребность, передаваемая из поколения в поколение.

Наша учительская династия берет свое начало в 1939 году, насчитывает три поколения, общий педагогический стаж 151 год. Родоначальник ее – Пелагея Евстроповна Чередникова, моя бабушка. Она родилась в 1920 году. Годы ее работы были самыми трудными, ведь они пали на довоенное, военное и послевоенное время.

Пелагея Евстроповна поступила в 1939 году в педагогическое училище по специальности «учитель начальных классов» и окончила его в 1945 году. Всю свою жизнь бабушка посвятила воспитанию детей. Своими руками создавала уютную атмосферу в классе. Здесь она и учила, и воспитывала, и помогала молодым родителям. Она проработала педагогом 47 лет. И была всю жизнь рада, что посвятила себя детям! Это был очень добрый, жизнелюбивый человек, любящий детей, отдающий им всю свою душу. А еще своим ученикам она привила любовь к знаниям, традициям. Бабушка в школе давала прекрасные открытые уроки, делилась своим мастерством с другими учителями. И уже будучи на заслуженном отдыхе, скучала по школе, ученикам, которые никогда ее не забывали: навещали, справлялись о ее здоровье, поздравляли с праздниками, писали письма.

Через ее добрые и заботливые руки прошло не одно поколение детей, тысячи учеников. «Я горжусь своей профессией за то, что детство проживаю многократно!» – под таким девизом жила и работала Пелагея (Полина) Евстроповна.

Самоотверженный труд Пелагеи Евстроповны отмечался неоднократно грамотами и наградами. Она награждена медалями за доблестный труд в годы ВОВ, «30 лет Победы в ВОВ», «40 лет Победы в ВОВ», она ветеран педагогического труда.

Прасковья (Полина) Евстроповна Уржумцева, младшая сестра моей бабушки, тоже учитель. Родилась в 1928 году, в 1946 году поступила в Башкирский педагогический институт и начала педагогическую деятельность в 1951 году учителем математики. Она заслуженный учитель Республики Башкортостан, награждена знаком «Отличник народного просвещения», медалью «Ветеран труда».

Она всегда помогала своим ученикам преодолевать трудности в познании математики. Выпускники, коллеги в своих воспоминаниях о ней говорят: «Быть учителем – ее судьба. Она огнем зажигала сердца, теплом согревала души». Страстно увлеченная своей работой, она передавала любовь к ней детям через уроки, внеклассные мероприятия. На каждый урок своими руками готовила наглядные пособия. Бабушка всегда считала, что труд учителя – это не только проведение уроков и ежедневная оценка учеников, но еще и терпение, настойчивость в том, чтобы привить ученику знания по предмету, чтобы он начал учиться с прилежанием, старанием и душой.

По стопам своей мамы и тети пошла моя тетя Ольга Михайловна Кукунина (Чередникова). В 1976 году она поступила в Казанский государственный педагогический институт по специальности «учитель химии и биологии». Много лет Ольга Михайловна проработала в школе учителем химии и заместителем директора по воспитательной работе. Ее выпускники вспоминают музыкальные фестивали, походы, экскурсии, видеосъемки… Последние 15 лет она работала в 1‑м МОК, где активно вела музейную и волонтерскую работу.

Ольга Михайловна является ветераном труда, за свою работу она награждена отраслевыми грамотами. Профессия педагога нелегка, но дети и внуки учителей идут по этому пути, несмотря на трудности и препятствия. Так произошло и в нашей семье. В детстве я часто слушала рассказы своих бабушек и тети о школе и уже тогда поняла, что мое призвание – школа.

В 1995 году я поступила в Казанский государственный педагогический университет, окончила его с красным дипломом и в 2000 году начала свою педагогическую деятельность. Мне очень повезло, я занимаюсь своим любимым делом.

Я осознаю, что учитель – это педагог и воспитатель, психолог и артист. Значит, я должна научить предмету, сформировать личность, понять ее и сделать это так, чтобы ученик не заметил, как все произошло. Сложно, но нужно. Каждый день, идя в школу, я строю планы, надеюсь, верю и жду результатов. Стараюсь, чтобы каждый урок был не просто уроком, а уроком-диалогом, уроком-открытием, уроком-путешествием, уроком-исследованием, уроком-размышлением. Только на таких уроках дети думают, мыслят, анализируют, сопоставляют, сравнивают, растут духовно.

Учительство – это больше, чем просто работа. И если в вашем доме вечером педсовет и все разговоры только о школе, если профессия стала жизнью нескольких поколений семьи, значит, это учительская династия – явление драгоценное и необъяснимое…

 

Ирина ЛУКЬЯНОВА, учитель начальных классов школы №544:

– С самого раннего детства я представляла себя учителем. Это была моя мечта. Я смотрела на свою маму. Какая у нее интересная профессия: она может передавать свои знания, учить читать, писать, считать, а это так здорово, так интересно!

Всегда обожала малышей и в детских снах видела себя только учителем начальных классов. Теперь я даже не представляю себе жизнь без детишек. И вот сбылась моя мечта!

Работаю в школе №544. Я училась в этой же школе. Здесь учителем начальных классов работала моя мама Татьяна Васильевна Ефремова. Ее педагогический стаж более 25 лет. За свой труд она награждена грамотами и нагрудным знаком «Почетный работник общего образования».

Все трудности и прелести школьной жизни знакомы мне с детства. Можно сказать, что я родилась и выросла в большой и дружной учительской семье. Моя родная сестра Татьяна Викторовна Ефремова работает учителем начальных классов в школе №1466. Двоюродная сестра Наталья Николаевна Ефремова (Бобкова) – учитель истории, сейчас она в школе №2 Новочеркасска Ростовской области заместитель директора по учебной части. В этой же школе работала моя и ее бабушка Лидия Васильевна, учитель истории, участник Великой Отечественной войны (награждена медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне в 1941‑1945 гг.», «Ветеран труда»).

Мой двоюродный брат Сергей Владимирович Ефремов работает учителем английского языка и учится в аспирантуре педагогического университета. Второй двоюродный брат, Николай Николаевич Анисимов, преподаватель права в Московском юридическом университете.

Бабушка Татьяна Тимофеевна Вашуркина – учитель начальных классов, она проработала в школе более 45 лет. У нее много наград, одна из них – медаль «Ветеран труда» – получена за многолетний добросовестный труд.

Дядя Александр Васильевич Николаев – учитель физики. Работал в школе на юго-западе Москвы 14 лет.

Двоюродные бабушки – учитель начальных классов Александра Степановна Монахова, учитель физики и более 20 лет директор школы Екатерина Степановна Монахова, учитель математики Анна Степановна Монахова, учитель начальных классов Валентина Степановна Монахова, учитель начальных классов Анна Арсентьевна Федотова, учитель русского языка и литературы и директор школы Евдокия Николаевна Исаева… Если сложить педагогический стаж только моих двоюродных бабушек, то он составит более 240 лет!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте