search
main
0

Родные просторы Чтобы увидеть красоту, не стоит ехать за три моря

Перестройка распахнула перед нами двери в Европу, в Америку и даже в Австралию с Океанией. Но то, что под самым носом, то есть бесценные российские жемчужины, которые стремятся увидеть иностранные туристы, мы не знаем. Увы! Хотя для этого не нужно так много денег, оформления въездных-выездных виз, медицинских страховок и многого другого прочего. Зато нужно понимать, что вы хотите увидеть и почему. Итак…

Новгородская область
В восьмидесяти километрах от Новгорода находится село Грузино. Его упоминали во многих романах, повестях, рассказах. Но вовсе не потому, что Грузино было необычным селом – необычным был хозяин, который владел местной усадьбой. Хозяина знала вся Россия, потому что это был граф Алексей Андреевич Аракчеев. Впрочем, сначала у села были другие хозяева – сначала известный новгородский боярин Офонасий Груз, имя которого часто встречается в летописях и документах ХV века, потом этим богатым селом владел новгородский Деревяницкий монастырь. В ХVIII веке Петр I подарил Грузино лучшему другу – светлейшему князю Меншикову. Меншиков превратил село в усадьбу, но владел ею недолго – в 1796 году Павел I подарил ее генерал-квартирмейстеру, “всесильному временщику” графу Аракчееву. Здесь в усадьбе жестокий и самовластный граф высаживал березы, пил березовый сок, заказывал строительство и оформление усадьбы лучшим архитекторам и художникам ХVIII-ХIХ веков. Например, В. Стасов создал проекты, по которым создавался усадебный ансамбль, дворец построен по проекту архитектора Ф. Демерцева, им же построен Андреевский собор, выдержанный в строгих формах классицизма. Помимо дворца и собора, в ансамбль входили конюшенный, скотный, птичий дворы, молочня, прачечные, кузницы, сараи, оранжереи, дом садовника, больница, дом лекаря, домашняя тюрьма. В шести флигелях, выстроившихся вдоль местного Невского проспекта, был устроен банк для крестьян, жили крепостные музыканты и артисты.
После смерти Аракчеев был похоронен в Андреевском соборе, по его завещанию в Грузине был устроен кадетский корпус, затем до начала ХХ века там расквартировывали войска. До 1918 года в Грузине работал музей, просуществовавший до 1941 года, во время войны усадьба была почти полностью разрушена, но место само по себе продолжает приковывать внимание любителей истории.

Тульская область
Недалеко от Тулы находится усадьба, которую знает каждый россиянин, ибо здесь более 50 лет прожил великий русский писатель Лев Толстой.
Первое упоминание о деревне Ясная Поляна появилось в 1652 году, в то время ею владел Степан Карцев, чьи потомки в 1760 году разделили имение на пять частей. В 1763 году ту часть, где был роскошный парк с прудами и широкой центральной аллеей, купил князь С. Волконский – прадед Л. Толстого. Сын князя Николай Волконский перепланировал усадьбу, устроил огромный пейзажный парк и построил практически все основные здания, которые сохранились в Ясной Поляне до наших дней.
Как известно, князь Николай Волконский рано овдовел и сам воспитывал единственную дочь Марию, которая в 1822 году вышла замуж за графа Николая Ильича Толстого. Молодожены поселились в Ясной Поляне, здесь у них родились пятеро детей – четыре сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочь Мария. Детство и юность будущего писателя Толстого прошли в этой усадьбе, ему, когда братья делили родительское наследство, досталась родительская усадьба, в ней он построил в 1871 году новый двухэтажный дом, ставший потом известным как “Дом Льва Толстого”. В этом доме написаны все его всемирно известные произведения, здесь жила его семья, здесь он увлекся педагогикой, открыл школу и стал в ней учителем, здесь он стал философом, занимался разработкой теории самосовершенствования. Здесь, в Ясной Поляне, он нашел покой, и тысячи людей, которые ежегодно посещают усадьбу, ставшую государственным музеем-заповедником Льва Толстого, поклоняются его могиле.

Смоленская область
В 35 километрах от Вязьмы находится одна из самых ранних помещичьих усадеб на Смоленщине – Хмелита. Здесь прошли детские и юношеские годы великого поэта и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова. Род Грибоедовых владел Хмелитой еще во второй половине ХVI века – в 1614 году царь Михаил Федорович пожаловал грамотой землевладельца М. Грибоедова, а с 1747 года Хмелитой владел дед поэта Грибоедова бригадир Федор Алексеевич. При нем был создан уникальный дворцово-парковый ансамбль – редкий образец обширной усадьбы эпохи барокко – каменный господский дом в два этажа с четырьмя двухэтажными флигелями, Казанская церковь, хозяйственные постройки и два парка, два пруда. Казанская церковь, кстати, была одним из самых ярких произведений барокко на Смоленщине.
В конце ХVII века Хмелита перешла к дяде А.С.Грибоедова – участнику суворовских походов Алексею Федоровичу Грибоедову. Сюда, в Хмелиту, мать Александра Сергеевича приезжала летом вместе с сыном и дочерью Марией. До пятнадцати лет, до самого окончания университета, Александр Сергеевич всегда проводил здесь свои летние каникулы, наблюдал, как проводятся в барском доме многочисленные балы, маскарады, концерты и любительские спектакли. Герои “Горя от ума” имеют черты, во многом схожие с чертами, присущими гостям Хмелиты. Прообразом Фамусова, как говорят историки, например, стал дядюшка Александра Сергеевича, многие резкие высказывания Чацкого – это слова дальнего родственника Грибоедовых, будущего декабриста Ивана Якушкина, с которым Грибоедов тоже познакомился в Хмелите, а любовь Чацкого к Софье – это любовь Якушкина к княжне Щербатовой. После Отечественной войны 1812 года усадьбу перестраивали, а затем она сменила множество владельцев, во время Великой Отечественной войны была разрушена. В 1990 году усадьба Хмелита и прилегающие территории были объявлены государственным историко-культурным и природным заповедником, восстановлен главный дом, в котором создан музей А.С. Грибоедова.

Костромская область
На берегу Волги, недалеко от впадающей в нее реки Костромы, расположен знаменитый Ипатьевский монастырь, некогда служивший одним из форпостов, защищавших подступы к Москве. Когда был основан Ипатьевский монастырь, точно не известно. Ученые предполагают, что это произошло в конце ХIII века.
Расцвет монастыря связан с именем бояр Годуновых, которые финансово очень сильно поддерживали монастырь, и он из деревянного превращается в каменный, за его стенами хранятся богатые собрания икон, церковной утвари, книг, рукописей. Полагают, что именно здесь хранилась и знаменитая Ипатьевская летопись. В монастыре была устроена родовая усыпальница Годуновых, похоронены родители царя Бориса, его брат Василий, другие родственники. В 1613 году здесь перед избранием на царство жил с матерью инокиней Марфой Михаил Романов.
Центром архитектурного комплекса стал Троицкий собор – пятиглавый храм с резным золоченым иконостасом.
В 1955-1956 годах при создании Костромского водохранилища сюда был перенесен уникальный памятник народного деревянного зодчества первой четверти ХVIII века – церковь Преображения из села Спас-Вежи Костромского района. Церковь на сваях стала первым экспонатом Музея народной архитектуры и быта.

Алтайский край
В глубине Алтая под горой Сихюхой есть поселок Колывань – колыбель горного дела на Алтае, но не только горного, но и камнерезного. Колыванская камнерезная фабрика была построена в 1802 году Филиппом Васильевичем Стрижковым, в свое время создавшим камнерезную машину, которая в десять раз быстрее обрабатывала камни, чем это делали мастера-камнерезы. Благодаря машинам Стрижкова Колыванская фабрика изготавливала такие масштабные произведения, которые не могли делать в то время ни Петергофская, ни Екатеринбургские фабрики.
Алтайские вазы вошли в историю: когда 1806 году в Петербург привезли квадратную чашу из коргонского порфира, царь Александр I счел, что он может только ее подарить в ответ на подарок Наполеона I по случаю заключения Тильзитского мира – Наполеон преподнес тогда русскому царю французские фарфоровые вазы. Одна из чаш- близнецов по сию пору хранится в Государственном Эрмитаже. Хранится в Эрмитаже и “царица ваз”, сделанная из цельного монолита, над которой в Колывани трудились аж пятнадцать лет. Несколько уникальных колыванских чаш и ваз хранится в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Виктория МОЛОДЦОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте