search
main
0

Родные корни. Познавательный курс для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Восстановить и хранить традиции нашего народа может сам ребёнок. Для этого педагог всячески способствует выращиванию культурно-исторических корней в душе, в сердце, в мыслях, чувствах ребенка и одновременно влияет на культурное развитие его родителей, знакомых, всего социума. Такова концепция познавательного курса для дошкольников и младших школьников «Родные корни».

Задачи курса:

–          знакомство с культурно-историческими событиями и явлениями для воссоздания и укоренения семейных, народных и общечеловеческих традиций,

–          создание условий, в которых доминируют прочные культурно-исторические корни,

–          воспитание нравственных чувств детей дошкольного возраста путём приобщения к культуре русского народа,

–          воспитание будущего гражданина России,

–          создание условий, в которых дети смогли бы наполнить своё развитие новым духовным содержанием,

–          воспитание заботливого, уважительного и внимательного отношения к русской культуре, а также к культуре любого народа.

Задаётся образовательная ситуация, когда ребёнок включается в реальный культурный процесс или в его игровую имитацию. Например, детей увлекает история про Николу-Чудотворца – первого заступника, богатыря. Педагог может организовать игры в былинных богатырей. И тем самым обеспечить эмоциональное проживание и осознанное видение происходящего действа.

С помощью рефлексии ребёнок понимает и усваивает некие нормы, которые есть в данном культурном явлении.

Прожив культурно-историческое событие через собственную деятельность, ребёнок сопоставляет понятные ему нормы с теми, которые были в историческом прошлом. Таким образом, происходит личностное усвоение норм и способов культурно-исторической деятельности.

Виды деятельности, помогающие детям приобщиться к культурным событиям и процессам:

–        чтение и инсценирование мифов, былин, сказок;

–        обсуждение библейских рассказов;

–        воспроизведение древних обрядов, гаданий, детских игр;

–        рассматривание предметов труда и быта русского народа,

–        рисование орнаментов;

–        рассматривание репродукций с изображениями икон и картин художников;

–        архитектурные постройки из кубиков;

–        лепка из пластилина, рисование сказочных сюжетов; обсуждение праздников и исторических дат;

–        придумывание своих праздников и традиций.

Структурная основа для планирования данного курса – календарные культурно-исторические ритмы: природные, народные, церковные.

Обращение к праздникам и памятным датам происходит на протяжении всего учебного года.

Организация образовательных ситуаций по проживанию культурно-исторических дат календаря включает в себя:

–        выяснение истоков появления праздника или памятной даты;

–        рассмотрение природных и культурных явлений, сопровождающих праздник;

–        знакомство с предметами, поговорками, суевериями;

–        выполнение доступных обрядов, детских и взрослых игр;

–        рисование наиболее интересных сюжетов праздника;

–        сочинение собственных текстов;

–        приобщение родственников и знакомых к изучаемым традициям.

Общая задача образовательных ситуаций – включение детей в естественные ритмы природы и культуры; проживание, а не изучение календарных событий и дат. Постижение различных обрядов и традиций предполагает такую детскую деятельность, которая приводит к личному культурному образовательному результату, приобщает ребят к культурно-историческому потоку жизни.

Планируемые результаты

Дети должны овладеть следующими примерными результатами:

–          обогащение своего внутреннего мира и образа жизни основными событиями и явлениями годового культурно-исторического цикла русского народа;

–          умение находить истоки народных праздников, выяснять их смысл, определять основные черты, выполнять простейшие обряды;

–          умение определять свою жизнь в связи с культурными календарными событиями, влиять в этом отношении на семью, друзей, знакомых;

–          знание простейших народных игр и обрядов (хороводы, игры в камушки, в бабки, колядование, постройка и взятие снежного городка, пускание корабликов, катание пасхальных яиц, сбор почек, трав, ягод).

Тематическое планирование занятий

по курсу «Родные корни»

№ пп

Тема занятия

Дата проведения

1.

Бабье лето

сентябрь

2.

Рождество Богородицы

3.

День осеннего равноденствия

4.

Капустные посиделки

5.

Никита-гусятник

6.

Покров

октябрь

7.

Дмитриев день

ноябрь

8.

Синичкин день

9.

Синичкин день (продолжение)

10.

Андрей Первозванный

декабрь

11.

Российский флаг. Флаг цветов Андрея Первозванного (продолжение)

12.

Знакомство детей с праздничным нарядом русских крестьян

13.

Николай Угодник (зимний Чудотворец)

14.

День зимнего солнцестояния

15.

Крещение

январь

16.

Сретение

февраль

17.

Масленица

февраль-март

18.

Грачевник

19.

40 мучеников

20.

Благовещенье

апрель

21.

Вербное воскресенье

22.

Пасха

апрель-май

Занятие «Бабье лето» (14-21 сентября)

Цели: приобщать детей к культуре русского парода, знакомить с народными традициями; дать элементарные представления о том, что такое «бабье лето»; учить видеть и наблюдать изменения в природе, воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа.

Оборудование: корзина с овощами.

Ход занятия

I. Беседа.

Воспитатель: Бабушка-загадушка в гости к нам пришла и для вас, ребята, загадку принесла.

Загадка об осени:

Пришла без красок и без кистей

И перекрасила все листья;

Дни стали короче, длиннее стали ночи.

Кто знает, кто знает, когда это бывает?

(Осенью.)

По каким приметам вы узнали осень? Сейчас какое время года? Какой месяц осени?

С давних пор на Руси в этот день провожали лето. В народе говорили: «Семен-день лето провожает». Все лето крестьяне работали от зари до зари в поле, на огородах.

Подскажите мне, ребята, что же они выращивали на полях, на огородах.

От того, что все дни они были заняты, людям не хватало времени заниматься домашними делами! И вот, наконец, вся работа закончена: собран урожай, посеяны озимые. Настало время и для домашних дел. Надо засолить огурцы, помидоры, заготовить картофель, лук.

Какие вы ещё знаете овощи? (Капусту, свёклу, редьку).

Женщины вычищали избы, мыли окна, готовили зимнюю одежду, штопали её, чинили.

А как вы думаете, кто был главным помощником у мам? (Дети.)

А как вы помогаете своим мамам по хозяйству? (Ответы детей).

На кого возлагалась основная работа по дому? (На женщину.)

Поэтому на Руси эту пору называли «бабьим летом», оно продолжалось одну неделю, до 21 сентября. Устав от работы, девки (девушки), бабы (женщины), молодцы (парни) – вся деревня, выходили па улицу. Пели, плясали, водили хороводы, играли на гармонях, на балалайках, на ложках, играли в разные игры – веселились от души.

Есть такие народные приметы:

–        Бабье лето ненастно – к сухой осени.

–        Много паутинок, летающих по ветру – к ясной осени и холодной зиме.

–        Если первый день бабьего лета ясен, то и осень будет теплая.

–        Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.

Самой природой были подарены теплые дни и вечера, чтобы дать отдохнуть женщинам, догулять после тяжелого лета.

Давайте встанем в хоровод и повеселимся.

II. Итог занятия.

Инсценировка русской народной песни «Плетень».

Дополнительный материал

В бабье лето любила молодежь избавляться от мух, устраивала похороны мух. После обеда старательно разодетые в свои лучшие наряды девушки собирались все вместе и приглашали знакомых парией. Все они дружно – с азартом ловили мух, а из свежей редьки делали «коробочки», клали туда этих мух, затем молодёжь копала маленькие ямки, оплакивала мух: «Ой-ой-ой, ай-ай-ай», закапывала, ставила маленькие крестики из веточек, поминала разными сладостями. Парни и девушки завязывали дружбу.

В бабье лето мальчиков 4 лет сажали на коня, это было очень опасно, но зато тех, кто удержался, считали настоящими мужчинами.

В бабье лето мужчины начинали охоту на лис. К концу лета у зверей и домашних животных заканчивается линька. Шерсть становится густой, блестящей, пушистой. Каждая хозяйка мечтала о воротнике или шапке из такого меха.

–        Слушание пьесы из фортепианного альбома II. И. Чайковского «Времена года»: «Охота» (сентябрь).

–        Зрительный ряд: репродукции с изображением сцен охоты.

–        Чтение рассказа или сказки об охоте.

С начала бабьего лета во всех домах в печи добывали «новый огонь», из которого вечером впервые с лета зажигали лампы, свечи, лучины и начинали вечерние дела при огне.

Ребята, вспомните летние вечера – рано ли смеркалось? Когда наступал вечер, включали ли вы свет дома? (Нет.)

А почему? (Потому что па улице было светло.)

Летом дни длиннее, а сейчас, осенью, они становятся короче, к вечеру уже темнеет.

Вместе с детьми зажечь лампу, свечу или лучину.

Занятие «Рождество Богородицы» (21 сентября)

Цели: продолжать знакомить детей с христианскими праздниками и традициями русского народа; дать представление о празднике Рождества Богородицы; воспитывать уважительное отношение к женщине, любовь к матери.

Оборудование: кукла, большой лист бумаги (обои), яркий фломастер, фотографии с новорожденными, видеосюжеты «Какими мы были маленькими».

Воспитатель: Ребята, скажите, сколько вам лет.

Кто помнит и может нам рассказать, каким он был маленьким, что умел делать?

Что вам рассказывали родители о вашем грудничковом возрасте? Какие забавные и смешные истории про вас вы слышали от них? Кому приходилось нянчить малыша? Что вы при этом чувствовали?

Ответы детей.

Давайте покажем руками размер тела новорожденного малыша, и сравним его с ростом ребенка 6-8 лет. Посмотрите, это кукла Лиза. Какого она роста? (Совсем как новорождённый ребенок.)

Демонстрация куклы, завернутой в «одеяло».

Воспитатель: Мы будем передавать куклу друг другу поочерёдно из рук в руки. Давайте постараемся, чтобы малышка заснула. А для этого споем ей колыбельную: «Баю-бай, баю-бай, спи, моя радость, засыпай». Каждый из вас должен подобрать другое ласковое слово для малыша. Например: радость, кроха, малютка, счастье, солнце, рыбка и т. д.

На большой лист бумаги (обои), разложенный на полу, предложить лечь любому ребёнку по желанию, другие дети обводят его контур ярким фломастером. Затем положить рядом с контуром куклу и предложить сравнить.

Воспитатель: Вот такими маленькими рождаются дети.

Кто вас родил? (Мама.)

На Руси 21 сентября отмечался праздник мам, праздник женщин, родивших ребенка. В этот день молодые мамы с детьми и женщины, которые помогали родиться ребенку, собирались в просторной избе и пекли пироги, варили кашу – праздновали этот день.

Послушайте поговорку: «Каша на ложке, а молодец на ножке».

Дети за день до занятия приносят свои фотографии из альбомов «Наш малыш», «С новорожденным», «Здравствуй, малыш!» и оформляют выставку в группе.

Просмотр фотографий новорожденных с комментариями воспитателя и детей (дети очень любят рассказывать о себе и о своих родителях).

II. Заключительная часть.

Просмотр видеосюжетов на тему: «Какими мы были маленькими».

Занятие «Капустные посиделки» (27 сентября)

Цели: закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу; приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; воспитывать трудолюбие.

Оборудование: блюдо с разными овощами, блюдца с кусочками овощей на каждого ребенка, пироги, пирожки, кочерыжки, свежая и соленая капуста, бочонок, емкость для посола капусты, морковь, шинковка, соль, круг, груз.

I. Беседа но вопросам.

Воспитатель: Ребята, перед вами блюдо с разными овощами. Рассмотрите их. Теперь выберите любой овощ и расскажите о нём.

У каждого ребенка блюдце с ломтиками разных овощей. Желающий ребёнок садится в центре с закрытыми глазами, ему дают попробовать кусочек какого-либо овоща. Он съедает этот ломтик и затем отгадывает его название, описывает вкус испробованного овоща. Игра продолжается с другими детьми.

Послушайте загадку.

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я… (капуста).

Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат пироги, пирожки, кочерыжки, свежая и соленая капуста.

Воспитатель: В эти дни на Руси во всех деревнях начинался капустный сбор.

Что же это значило – «капустный сбор»? Я сейчас вам расскажу. С этого дня, как в народе говорят, «птица в полет двинулась, а медведь залегает в берлогу».

Наступают первые заморозки, «бабье лето» подходит к концу. Дни в эту пору выпадали обычно тёплые, солнечные. Летели длинные серебристые нити паутин знамения «бабьего лета». Осень – пора множества дел, связанных с подготовкой к зиме. Крестьяне всегда дорожили в эту пору каждым часом.

Капуста всегда была важным продуктом питания для крестьян. Например, в Поволжье крестьяне капустой засаживали половину своего огорода. Три дня капусту убирали во всех огородах. И тому, кто не успевал срубить капусту с грядок, помогали всей деревней, то есть односельчане оказывали трёхдневные «помочи». Так издавна заведено на Руси «миром» помогать бедствующим, «миром» оплакивать горе односельчан, «миром» играть свадьбы и веселиться. Люди заботились друг о друге, не было равнодушных к беде соседа-селянина. После долгой зимы основными продуктами оставались только хлеб да капуста. Капуста считалась вторым продуктом питания в каждой крестьянской семье после хлеба. И это обстоятельство тоже отразилось в народном фольклоре: «Хлеб да капуста лихого не попустят».

Картофель распространился на Руси уже позже. Поэтому в каждой семье старались запастись капустой «вдоволь» да «впрок». Капусту рубили, квасили, солили. Издавна у нас к капусте особое уважение было: ее и хвалили, и любили, и песни и о ней слагали, да часто в прибаутках, приметах вспоминали:

«На воздвиженье у доброго молодца – капуста у крыльца».

«На воздвиженье чей праздник, а у капусты более всех».

«Смекай, баба, про капусту – воздвиженье пришло».

«Вейся, вейся, капустка моя».

Воздвижение по всей Руси считалось «капустным днём».

Капусту рубили крестьяне все вместе: сначала в одном дворе, затем переходили в другой, пока всей деревней не управятся. Рубка капусты затягивалась почти на две недели. Рубили её в дубовых корытах специальными тяпками, а ребятишки ждали, когда можно полакомиться хрустящими сочными кочерыжками.

Показ кочерыжек в тарелке.

Кто из вас никогда не пробовал этот продукт?

Воспитатель предлагает детям попробовать свежую, солёную, квашеную капусту, кочерыжки.

Кому какая капуста больше нравится? Какая она по виду? (Кислая, солёная, хрустящая, белокочанная, полезная и т.д.)

Кто видел, как капусту солят ваши бабушки, мамы? Кто может рассказать, как солят капусту в наше время? (Рассказы детей.)

Игра «Расскажи стишок руками».

Мы капусту рубим, мы морковку трём,

Мы капусту солим, мы капусту жмём.

Дети имитируют движения в соответствии с текстом.

Предложить детям засолить в бочонке капусту. Нашинковать капусту, посолить, добавить специи, все перемешать. Затем переложить капусту в бочонок, сверху положить круг и груз, чтобы капуста дала сок. В собственном соке капуста солится в течение одного месяца. Периодически промывается круг и снимается плесень.

При объяснении можно использовать наглядное пособие в виде схемы посола капусты. Затем предложить детям самостоятельно по схеме рассказать последовательность посола капусты.

II. Практическая часть.

Инструктаж по технике безопасности.

Посол капусты. Комментарии воспитателя.

III. Заключительная часть.

Воспитатель. Вечером после посола всей капусты в старину девушки и парни, стряхнув с себя всю усталость трудового дня, собирались у кого-либо в одной избе на «капустные посиделки», которые тоже длились две недели. Весело и задорно играла гармошка, молодёжь пела, плясала, угощалась кочерыжками и первым капустным пирогом, перебрасывалась шутками – веселилась. Жизнь шла своим чередом.

Вот и мы с вами, вспомнив народные традиции, как в старину, устроим капустные посиделки с пирогами да капустничками.

Все приглашаются на капустные посиделки.

На столе пироги, пирожки с капустой. Чаепитие проходит под русские парадные наигрыши на гармони.

Занятие «Никита-гусятник» (28 сентября)

Цели: приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; воспитывать интерес к русскому фольклору; в играх развивать ловкость и быстроту движений.

Оборудование: ёмкость для воды, перья, пух, бельевые прищепки.

I. Основная часть занятия.

Воспитатель: Отгадайте загадки.

Щиплет за пятки – беги без оглядки. (Гусь.)

Закричу я га-га-га, налечу я на врага,

А когда я обозлюсь, больно за ноги щиплюсь. (Гусь.)

Показ иллюстраций с изображением гусей с гусятами.

А вот еще загадки. Слушайте, ребятки, следующие загадки:

Пестрая крякуша ловит лягушек;

По водичке я плыву, кря-кря-кря – утят зову.

(Утка.)

Любят ли гуси и утки купаться? Умеют ли они плавать? (Умеют.)

Поэтому эти птицы называются водоплавающими.

Кто может рассказать, что это за птицы: где живут, чем питаются, кто ухаживает за ними? (Ответы детей.)

Попробуйте доказать, что эти птицы домашние.

А теперь еще, ребятки, загадаю вам загадки.

Что с земли легко поднимаешь, а далеко не закинешь.

(Пух, перо.)

По лесу летало, в воду упало – не булькнуло.

(Перо.)

Показать на примере – вода и пух (перо). В ёмкость с водой дети опускают перышки: дуют па них, бьют ладошками по воде и наблюдают. Делают выводы.

Воспитатель: Имя Никита исконно считают русским, и в каждой деревне было несколько Никит. Издавна на Руси отмечали праздник «Никита-гусятник», он учрежден в честь храброго Никиты-воина, который изводил всякую лесную и домашнюю «нечисть». В народе бытовало и такое поверье: все пропажи водоплавающей птицы – гуся или утки на прудах, озёрах и реках – это злодейские дела, проделки водяного, а хвори, болезни и порчи на гусей напускал домовой.

С этого дня Никиты-гусятника – вся лесная нечисть (водяные, болотные, бесовские красавицы) засыпает до весны. И поэтому по окончании всех сельскохозяйственных работ крестьяне, чтобы задобрить водяного, «хозяина вод», забивали гуся и бросали птицу в воду. А по вечерам устраивали семейное торжество и к праздничному столу обязательно подавали жирного гуся, запеченного с яблоками.

Рассматривание картинок с изображением сказочных сюжетов, где действующими лицами выступают водяные, болотные, бесовские красавицы и другие персонажи.

II. Подвижная игра «Щиплем перья».

Трое детей «ловишки», у них в руках бельевые прищепки. «Ловишки» ловят убегающих ребят и цепляют им прищепки на одежду — «выщипывают» перья. Кто больше выщипнет перьев – тот выиграл.

Занятие «Вербное воскресенье»

Цели: продолжать учить детей находить истоки народных праздников и определять их смысл; воспитывать у детей интерес к культурно-историческому прошлому.

Оборудование: веточки вербы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые веточки я принесла на занятие. Что вы на них видите? (Они с пушистыми почками.) Как называются эти веточки, кто знает? (Верба.) А знаете ли вы, какой завтра праздник?

«Вербное воскресенье», он еще называется «Вход Господень в Иерусалим» (показ иллюстраций). Сейчас я расскажу вам удивительную историю. Слушайте…

В одном городе, недалеко от Иерусалима, жил Лазарь с двумя сестрами. Иисус Христос очень любил это семейство и часто был у них в доме. Внезапно Лазарь заболел. Сестры известили Иисуса Христа о болезни брата в надежде на его помощь. Но Христос с опозданием получил это известие и пришел, когда Лазарь уже умер. Тогда Христос отправился к пещере, где был замурован (похоронен) Лазарь. И, войдя в пещеру, Христос приблизился к Лазарю, прочитал молитву и громко воскликнул: «Лазарь, встань и иди вон!». Лазарь очнулся и встал. Все люди изумились этому чуду.

Воскрешение (оживление) Лазаря произошло в субботу и на следующий день, в воскресенье, Христос отправился в Иерусалим, где его с почестями встречал народ, приветствуя его, пальмовыми ветками, как принято, было встречать царей и великих полководцев.

Но почему — «Вербное воскресенье» на Руси? Да потому, что на Руси пальмы не растут, и с давних времен появился обычай отмечать день «Вход Господень в Иерусалим» ветками вербы.

Посмотрите на эти веточки еще раз, возьмите каждый по веточке. Потрогайте пушистые почки, проведите ими по ладошке, по щеке, пощекочите носик, пахнут ли ваши веточки? Пахнут ли они весной?

Верба первая из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего оцепенения. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от хвори, а посевы – от града и болезней. Ну, теперь вы, ребята, поняли, почему этот праздник назван «Вербным воскресеньем»?

«Хворь в лес, а здоровье – в кости», – так лечили бабушки дедушек. И, казалось, это заклинание помогало: дедушка, покряхтев, поднимался и принимался за свои обычные дела по дому, по хозяйству.

Вербное воскресенье было тихим праздником. После этого воскресенья наступала Страстная неделя, в которой каждый день именуется «Великим». Например, «Великий понедельник», «Великий вторник» и так далее, до Пасхи.

Давайте, ребята, поставим все веточки вербы в вазу.

Еще издавна крестьяне подметили, что вода, в которой стояла верба, долго сохранялась свежей. И мы тоже с вами понаблюдаем: долго ли наша вода останется свежей?

II. Заключительная часть занятия.

Дети слушают песню «Вербочки» в исполнении К. Орбакайте (фонограмма) и подпевают.

Вероника Дьяченко, заведующая детским садом №1 города Волгограда

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте