Основной закон нашего Отечества начинается словами преамбулы: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации… чтя память предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость… исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями… принимаем Конституцию Российской Федерации». Святые слова! Но достаточно включить телевизор, взять в руки газету, чтобы убедиться, насколько далеки от этих слов иные «акулы пера». К чистым родникам истинных исторических знаний о прошлом наши соотечественники вынуждены пробиваться сквозь завалы некомпетентных измышлений, наглой фальсификации, откровенной лжи, отравляя юные умы. Особенно яростным нападкам и грубым искажениям подвергаются события Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Большой ущерб патриотическому воспитанию молодежи наносят доморощенные фальсификаторы. Не владея подлинно научным знанием, они вносят сумятицу в сознание людей. Эта возня неизменно активизируется с приближением славных дат ратного подвига нашего народа. За информационную стряпню берутся люди без профессионально-исторической подготовки и глубоких научных знаний – банальные политические шоумены, приверженцы примитивных западных стереотипов. Цель очевидна – скрыть подлинные причины Второй мировой, представить Советский Союз наряду с Германией ответственным за развязывание войны; принизить вклад нашей Родины и ее Вооруженных Сил в разгром фашизма, возвеличить роль западных союзников по антигитлеровской коалиции в достижении Победы.
Направлений фальсификации много. Упомяну лишь некоторые.
Систематическим нападкам подвергается тяжелый вынужденный шаг – выбор меньшего из двух зол – пакт о ненападении между Германией и Советским Союзом. Клеветникам стоит вспомнить слова Уинстона Черчилля: «Политика Советского Союза летом 1939 г. была в высшей степени реалистичной».
Солдат Великой Победы в СМИ, киноподелках, которыми напичкано Российское телевидение, представляют насильниками, мародерами и оккупантами. Недавно прозвучало заявление, что наши воины в одном Берлине якобы изнасиловали два миллиона(?!) немецких женщин. Увы, мерзости и цинизму клеветы нет предела. Ни в одной армии мира не было столь строжайших требований по предупреждению и пресечению мародерства, насилия, грабежа и других преступлений, как в Красной Армии. Да, отдельные случаи были, но виновных строжайше наказывали по закону.
Еще одно направление очернительства – изображение наших военачальников времен Великой Отечественной войны грубыми, примитивными людьми. Особенно сильные удары направлены против Маршала Великой Победы Г.К. Жукова. Чего мы только не наслушались и не насмотрелись в 1996 г. – к l00-летию этого величайшего полководца ХХ века!
В телепередачах и печати часто завышают данные о потерях Красной Армии в годы войны. Не так давно в одной из публикаций утверждалось, что Жуков под Берлином якобы положил миллион(?!) солдат. Примерно то же повторили некоторые телевизионщики.
Чудовищная ложь! Вот достоверные архивные данные: при штурме Берлина безвозвратные потери l-го Белорусского фронта, которым командовал Жуков, составили 37610 человек, потери трех других фронтов, включая Днепровскую военную флотилию и Краснознаменный Балтийский флот, – 78291 человек. Телевидение эти потери постоянно и существенно завышает, сообщая о сотнях тысяч павших.
И это далеко не все. Клеветнические удары наносятся и по истории Руси. Только за последние 3 года разные издания опубликовали 11(!) различных версий становления древнерусского, древнеславянского государства. Математик академик А.Т. Фоменко, шахматист Г.К. Каспаров, каждый применительно к своей квалификации, придумали варианты становления Руси. Как видно, недаром отделение истории РАН создало специальный совет для противодействия псевдонауке. Неплохо бы принять в нашей стране закон о защите отечественной истории, наподобие тех, которыми защищают свои историческую память, честь и достоинство предков ряд западных стран.
В последние годы кто только не писал и не издавал учебники. Правительство рассмотрело состояние подготовки и выпуска учебников истории Отечества. Президент дал четкие оценки, напомнил, что учебники, изданные на чужие деньги (иностранные, в частности, небезызвестного Сороса), не могут дать правдивого освещения истории России. Образовательное ведомство и Российская академия образования принимают меры к повышению качества исторического образования, обеспечению достойной учебной литературой. Вместо 60 с лишним учебников истории рекомендовано подготовить 3 варианта.
Какие подходы должны быть в основе военно-патриотического воспитания на истории?
Прежде всего пропаганда правдивых положительных фактов отечественной военной истории, героических подвигов наших воинов. Прекрасных примеров не счесть. Основными образцами-символами индивидуальных подвигов в годы Великой Отечественной войны служили Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Виктор Талалихин, Николай Гастелло, Юрий Смирнов, групповыми – герои-панфиловцы, молодогвардейцы-краснодонцы. Героические символы порождали феномен многократного повторения подвига. История знает сотни матросовцев, талалихинцев, гастелловцев и других. Но это не значит, что героическое поведение было лишь подражательным. Многие бойцы совершали подобные подвиги, не зная об образце, еще до того, когда он стал широко известен. Так проявлялось единство нравственной позиции миллионов патриотов, которое в схожих ситуациях вело к одинаковому героическому выбору, самопожертвованию во имя Родины. И каждый подвиг был индивидуален, неповторим.
Эти нравственная позиция, бесценное духовное наследие ратных традиций нашего народа и его армии и ныне прирастают мужеством и подвигами современных защитников Отечества. В их числе Герои России – выпускники Военного университета: боевой летчик, повторивший в Чечне подвиг Гастелло, заместитель командира штурмового авиаполка по воспитательной работе подполковник В.И. Сарабеев, майор Н.Г. Кульков, погибший в Чечне; офицеры В.В. Вдовкин, А.П. Думчиков, О.В. Кублин, С.В. Петров, С.В. Чириков и проходящий службу в нашем вузе Герой России майор А.В. Постоялко.
Один из современных символов мужества – подвиг Жени Родионова, чей облик хранит одна из икон Успенского кафедрального собора на территории древнего Астраханского кремля. Парень из подмосковного Подольска, рядовой Назранского погранотряда в плену у чеченских бандитов устоял под пытками, отказался снять крест, отказаться от своей веры и за это был варварски обезглавлен 23 мая 1996 г., в день своего 19-летия, под Бамутом.
Высочайшим патриотизмом и героизмом пронизан шаг в бессмертие бойцов легендарной шестой роты 104-го полка Псковской воздушно-десантной дивизии в Аргунском ущелье. В схватке с многократно превосходящими силами бандитов они не дрогнули, до конца выполнили воинский долг, и погибая, вызвали огонь нашей артиллерии на себя.
Важно раскрывать молодым россиянам величие подвигов героев так, чтобы они осознавали, почему предки и современники жертвовали жизнью во имя Отечества. Ведь не хотели умирать летчик Владимир Сарабеев, майор Никита Кульков, рядовой пограничник Женя Родионов, сотни и тысячи тех, кто в годы Великой Отечественной бросался грудью на штыки и амбразуры, таранил вражеские самолеты, под страшными пытками не выдавал военную тайну и предпочитал смерть бесчестью. Известный педагог В.А. Сухомлинский об этом писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать в землю, как делали это изверги-фашисты, но покорить нельзя».
Думается, воспитание на примерах мужества и героизма российских военнослужащих в контртеррористической операции на Северном Кавказе должно быть выделено в отдельное направление работы. За мужество и героизм 272 военнослужащих удостоены звания Героя России, более 85 тысяч – государственных наград. Приказом министра обороны навечно зачислены в списки воинских частей 14 военнослужащих, удостоенных звания Героя России посмертно.
На молодежь телевидение и печать обрушивают шквал некомпетентных измышлений о нашей истории. Чтобы выработать у них иммунитет к яду исторического нигилизма, мы не только даем курсантам, молодым офицерам истинное знание, но и соединяем его с активными формами образования, привлекаем их к практике военно-патриотической работы.
Нынешняя молодежь должна знать в лицо и поименно героев нашего Отечества и его прошлое. Знать, у кого учиться, кому подражать. Но юношеству в погонах лишь этого мало. Мы должны формировать у будущих офицеров активную, деятельную патриотическую позицию и потребность проявлять ее в конкретных делах, участием в военно-патриотическом воспитании. В этой работе активно участвует кафедра истории войн и военного искусства нашего вуза. Надо как можно активнее использовать неиссякаемые родники истории нашего Отечества и его армии, памяти о самой страшной и жестокой в истории человечества войне и уроки Великой Победы для героико-патриотического воспитания, формирования гражданских и морально-боевых качеств, высокой духовности молодого пополнения офицерского корпуса.
Комментарии