Владимир ИЗВЕКОВ, председатель Юго-Западного окружного совета родительской общественности, член Общественнй палаты Москвы по образованию:
– Сегодня если у нас вводятся платные образовательные услуги, то тут же надо рассматривать и вопрос о качестве, эффективности и доступности прежде всего бесплатных образовательных услуг, которые гарантированы бюджетом. Но скажите, пойдут ли родители со своими деньгами в ту школу, которая не отличается ни качеством, ни эффективностью своей работы, оплаченной из бюджета города, а проще говоря, теми средствами, которые каждый из нас перечисляет как налоги в доход столицы? Конечно, нет.Нам придется теперь говорить о том, какую прибыль может получить школа, чтобы инвестировать ее в развитие школы. Могу сказать, что даже намерения ОУ сделать это, несомненно, вызовут положительный отклик у родителей, потому что школа в этом случае выступит не иждивенцем, а партнером, с которым родителям захочется сотрудничать. Одна семья не сможет существенно поддержать школу материально, но все вместе семьи детей, обучающихся в школе, – это уже сила. В том числе интеллектуальная сила, я много лет занимаюсь проектной работой, которую ведут вместе дети, родители, а часть вместе с ними и учителя. Идей много, правда, не все внедряются, но ведь проекты могут быть и экономическими, предусматривающими развитие школы, а сегодня каждая идея – капитал.Но если мы говорим о платных услугах, то должны говорить и о новых механизмах управления, о новых организационных механизмах, о каких-то принципиально важных шагах, чтобы услуги не сводились только к банальному получению денег. Одной финансовой составляющей все проблемы не решить.Думаю, родители могут помочь школе в развитии экономических механизмов, так как каждый из нас на своем рабочем месте решает множество подобных проблем. Но это войдет в норму не сразу, ведь все родители уже привыкли: образование бесплатное, а потому им все должны. Интересный парадокс: как только семья платит даже небольшую сумму за ту или иную платную образовательную услуги, то тут же возрастает ее внимание к учебе подрастающего поколения, появляется интерес (не говорю о тех родителях, которые и при бесплатных услугах школы относятся к педагогам как к обслуге). Уверен, что школе придется пройти немалый путь, прежде чем родители не только на словах, но и на деле будут поддерживать платную деятельность школы. Я убежден, что услуги школы могут быть не только образовательными. Семье не по карману, скажем, посещение спортивных центров, а поиграть в волейбол в выходной день хочется. Пусть это будут для школы и небольшие деньги, но если она откроет в выходные дни свои двери, с этого и может начаться ее экономическая деятельность. Была хорошая идея – сделать школьные кафе. Несколько кафе были созданы, например, в Центре «Гермес» в Северном округе. Но педагоги столкнулись с такими проблемами, что потеряли интерес к этой работе. Нет у нас нынче положения о школьном кафе, а проект такого положения мы разработали и давно уже отдали в Департамент образования, но до сих пор о судьбе этого документа неизвестно. Между тем школьные кафе – дело хорошее, ведь нашим детям в свободное время некуда деваться, везде все платное, цены высокие. А такое кафе тоже могло бы входить в разряд платных образовательных услуг.
Комментарии