Семь лет в Пермском крае работает Большой семейный совет. На сегодняшний день это важная переговорная площадка родителей с представителями органов власти по вопросам детского и семейного благополучия. Надо отметить, что этой теме в крае уделяется большое внимание: родительским образованием здесь занимаются не только педагоги детских садов и школ, но и специалисты учреждений культуры, органов социальной защиты, здравоохранения, МВД, загсов. Организуют эту работу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в каждом муниципальном образовании Пермского края. О том, как строится работа с родителями в Частинском муниципальном округе, чей опыт получил высокую оценку на последнем заседании Большого семейного совета, рассказывает Наталья БОЧКАРЕВА, начальник Отдела по социальной и культурной политике администрации округа.
Все началось с некоммерческой организации «Академия родительского образования» и ее проекта «Сохраним семью – сбережем Россию», который дал старт родительскому образованию на территории Пермского края.
Для становления муниципальной системы родительского образования на уровне районной администрации представители всех ведомств по работе с семьей были объединены в Межведомственный координационный совет. Все члены этого совета в рамках регионального проекта прошли обучение авторским технологиям родительского образования взрослых и детей. А затем провели семинары в подведомственных организациях, где согласовали цель родительского образования – создание условий для формирования шкалы традиционных семейных ценностей у детей и самокорректировки родительской позиции. Был создан и успешно работает районный Информационно-методический центр по родительскому образованию и просвещению при Частинской детской библиотеке. С марта 2019 года присоединился к этой деятельности и районный родительский комитет.
Как строится работа с родителями? Хочется отметить полезность систематических семинаров с привлечением профильных специалистов. Участниками встреч становятся не только педагоги, родители, специалисты других ведомств и учреждений, но и молодые люди, которым только предстоит создавать семьи, воспитывать детей. Темы на семинарах обсуждаются самые разные: «Методика и технология создания семейных клубов», «Супружество и родительство: духовно-нравственные смыслы», «Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура», «Осознанное родословие: от вершков до корешков», «Пять шагов на пути к сердцу ребенка», «Формирование шкалы традиционных семейных ценностей у подростков и молодежи» и др. Участники семинаров отмечают большую пользу от получаемых знаний, конкретных советов и рекомендаций. Приведу лишь некоторые высказывания.
«Как мама и специалист много взяла из прослушанной лекции. Меня будто вернули в детство. Я поняла, как люблю своих детей и тех подростков, с которыми работаю», – отмечает инспектор по делам несовершеннолетних.
«Благодарю вас за то, что показали совершенно новый подход в воспитании моего ребенка. Тема встречи очень актуальна на сегодняшний день», – благодарит организаторов семинара мама малыша.
«Насыщенный семинар помог скорректировать свою систему воспитания. Получила ответы на многие вопросы. Отметила много фраз и мыслей, которые с удовольствием использую на родительских встречах», – высказывается педагог.
Интересной формой педагогического просвещения родителей стала мастерская «Светелка». Здесь папы и мамы знакомились с семейным укладом древнерусской семьи, ее традициями и обычаями, а также изготавливали обереги на любовь и лад в семье.
Прижился в районе и показал свою эффективность опыт проведения выездного заседания комиссии по делам несовершеннолетних, который помогает по-новому посмотреть на работу всех ступеней системы профилактики, познакомиться со специалистами, понять проблемы работы комиссии в конкретной территории. А в моем личном опыте есть практическая работа выездной комиссии с семейными парами. Мужья и жены обсуждали тему иерархии семейных потребностей, выстраивали модель семьи. Как оказалось, эта тема востребована не только у молодых пар, но и у семей со стажем. Чем глубже вникаешь в суть проблем, тем больше осознаешь, что учить родительству нужно в системе начиная с детского сада.
Очень востребованы выездные встречи специалиста по молодежной политике с подростками. Темы для обсуждения предлагаются самые разные, но всегда актуальные. Так, девочки затаив дыхание прослушали лекцию «Уроки первой любви». По их менявшемуся в ходе беседы выражению лиц становилось очевидным то, как важны им эти знания именно сейчас, в юном возрасте. Во время просмотра видео некоторые девочки даже плакали, потом рассказывали в доверительном общении о своих первых разочарованиях, о том, что им важно было посмотреть на свои переживания с новых позиций. Так же с интересом восприняли уроки семьеведения старшеклассники.
Вся работа основана на тесном сотрудничестве разных ведомств. Так, семинары для замещающих семей проходят при взаимодействии учреждений культуры, молодежной политики с органами социальной защиты. А праздничные мероприятия для родителей и их детей, проходящих лечение в медицинских учреждениях, организуют специалисты отделов культуры, образования в партнерстве с работниками здравоохранения. Благодаря такой совместной успешной деятельности в районе сложилась устойчивая система поддержки родительского образования и просвещения. В этой связи нужно отметить, что в муниципальном конкурсе проектов уже несколько лет одной из важных номинаций по праву является «Поддержка семьи». Также мероприятия по родительскому образованию и формированию положительного имиджа семьи поддерживаются за счет муниципальных программ «Молодежь и общество», «Развитие культуры», «Развитие образования», «Безопасный район».
Применение внутреннего мониторинга помогло успешному созданию муниципальной системы отслеживания и регулирования процесса внедрения технологий родительского образования в ведомствах и учреждениях. На сегодняшний день субъектами мониторинга являются учреждения образования, культуры, здравоохранения, отделы загс, социальной защиты, МВД. Мониторинг позволяет отследить степень внедрения технологий родительского образования и качество их апробации в работе с семьей как в отдельном учреждении, так и в ведомстве. На основании оценки представленных данных выстраивается ежеквартальный рейтинг среди учреждений образования и культуры, который активизирует деятельность по родительскому образованию в округе.
Несмотря на то что наша работа имеет отсроченный социальный эффект, мы смело можем заявить, что сегодня одним из приоритетных направлений у нас становятся родительское образование и просвещение. Своей системной деятельностью мы осуществляем профилактику разводов среди молодежи, социального сиротства, детского и семейного неблагополучия. Мы даем возможность родителям раскрыть свой воспитательный потенциал, получать удовольствие от общения с ребенком, находить с ним общий язык. Мы помогаем супругам лучше понять друг друга, учим подростков тому, как избежать проблем в семейной жизни. Только при системном подходе родительское образование может принести результаты. Благодарим Академию родительского образования за возможность участвовать в реализации социально значимого проекта, за авторские технологии родительского образования и за регулярную информационно-методическую поддержку.
Впереди у нас множество планов. Будем стремиться и дальше развивать практику выездных заседаний комиссии по делам несовершеннолетних, дадим новую жизнь Клубу молодой семьи при районной поликлинике, внесем свежие идеи в существующие традиции. Обязательно активизируем работу по составлению «Частинской родословной». Наша главная задача состоит в том, чтобы каждый житель района понимал: родительству стоит учиться и учить, чтобы наши дети были счастливы.
Комментарии