Воспитательной работой занимаюсь более сорока лет. Душа болит за то, что происходит сегодня с детьми в семье и школе. Сколько страшных трагедий случилось в последнее время на наших глазах! За каждой искалеченные судьбы детей, взрослых.
В чем причина? Сегодня у многих родителей, да и у педагогов, нет согласованного и четкого представления, кого воспитываем и кто воспитывает. Хотя в ряде документов, таких как Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, Концепция государственной семейной политики до 2025 года, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, записано, что семья и школа воспитывают семьянина, гражданина, профессионала. Увы, все записанное мало реализуется на практике. Может быть, пора четко определить в Законе «Об образовании в РФ», что центром воспитательной работы в школе является семья?
Именно семья определяет траекторию духовно-нравственного и гражданского становления человека, его жизненные принципы и ценности. Об этом же свидетельствуют исследования: дети на 90-95% повторяют образ жизни родителей. К этому стоит добавить, что за время всех перестроек, перехода страны от социализма к капитализму возросло число родителей с размытой шкалой семейных ценностей. Потому родительское образование вкупе с воспитанием детей как будущих пап и мам надо рассматривать как основу семейного и государственного благополучия (см. поручение Президента РФ от 12.12.2014 года №ПР-2876, п. 7 «Об организации курсов для родителей»).
Воспитывая гражданина, будем помнить высказывание русского философа и писателя И.Ильина: «Любовь к Родине, к своей стране начинается с любви к семье, к своему дому». А если родители неуважительно отзываются о своей стране, не задумываются над тем, какой пример они подают детям, живя по принципу «бери от жизни все»? Разве смогут педагоги школы воспитать ребенка из этой семьи гражданином своей страны?
Профессионал рождается в человеке зачастую в его школьные годы. Родители при помощи педагогов учат ребенка определять главное дело в школе и дома, анализируют вместе с детьми, как прошли их день, то или иное школьное или семейное дело. Таким образом, ребенок с детских лет учится организовывать себя, быть ответственным. Но так поступают единицы отцов и матерей. Остальные процесс воспитания своих чад свели к задаче одеть, обуть, накормить, развлечь… И эти факты снова говорят о том, что родительству стоит учиться, родительству стоит учить. Родительское образование необходимо рассматривать как дополнительное образование взрослых и детей.
Думаю, настала пора родительской и педагогической общественности договориться о миссии семьи и педагогического коллектива в деле воспитания детей.
Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края, член президиума Координационного совета Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация»
Комментарии