search
main
0

Родительству стоит учиться,

или Урок семейной любви

Елена БАЧЕВА, отличник народного просвещения РСФСР, автор технологий родительского образования, за свой большой вклад в реализацию государственной семейной политики и в духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения отмечена благодарственными письмами Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Общественной палаты Российской Федерации. Смыслом ее педагогической деятельности в последние 25 лет стали слова «родительству стоит учиться, родительству стоит учить».

– Елена Владимировна, вы от учителя сельской школы прошли путь до начальника управления образования. Были преподавателем высшей школы. И вот уже двенадцать лет, как вы ректор Академии родительского образования – вашего детища. Вы автор более 30 учебных и методических пособий по родительскому образованию и самообразованию. А как родилась идея создания такой академии?
– Все решил вечер встречи школьных друзей. Его торжественная часть подходила к концу, когда пожилая учительница попросила слово. Она попыталась встать, но годы и здоровье не позволили ей этого сделать. И тогда зал, а в зале сидели ее выпускники, хором сказал: «Сидите! Сидите!» Кто-то побежал за микрофоном, но можно было этого и не делать – в зале стояла идеальная тишина. Идеальная, потому что и сама учительница, и ее бывшие ученики – взрослые люди – хорошо понимали, что видятся они в последний раз.
А Зинаида Ивановна Гайдаш сказала буквально следующее: «Дорогие мои выпускники! Хочу попросить у вас прощения. Мы учим вас трем иностранным языкам, даем основы высшей математики, компьютерные технологии. Но мы не учим вас самому главному – мы не учим вас быть счастливыми. Простите меня за это…» И уже обращаясь к своим коллегам, учителям, Зинаида Ивановна добавила: «Ну хоть вы, хоть вы исправляйте наши ошибки! Человек хочет быть счастливым. И он должен быть счастливым!»
Моей учительницы не стало через полгода. А я все это время, размышляя над сказанным Зинаидой Ивановной, пыталась найти варианты того, как учить людей быть счастливыми. Так родилась Академия родительского образования – лицензированное частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования.
Мы обучаем авторским технологиям родительского образования специалистов по работе с семьей всех ведомств. Но для нас главная категория слушателей – это педагоги.
Благодаря родительскому образованию они помогают папам и мамам стать счастливыми родителями.
– Ведь все начиналось не так просто. Это сегодня мы уже можем говорить о значимых делах и результатах огромной работы по образованию родителей.
– Да, действительно, вначале было нелегко. До некоторого времени мы были одиноки со своей идеей: родительское образование – гарантия семейного счастья. Но вот в 2013 году состоялся учредительный съезд Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» (НРА). Каким-то чудом из Пермского края была приглашена именно я, и мне представилась возможность рассказать о результатах работы по родительскому образованию стажерских площадок академии.
Ради справедливости стоит сказать, что инициатором создания Национальной родительской ассоциации была Людмила Ивановна Швецова, заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации. От Совета Федерации на съезде присутствовала Зинаида Федоровна Драгункина, председатель Комитета по образованию и науке.
Участники съезда единогласно приняли решение: считать родительское образование основным направлением в работе общероссийской организации. Так у академии появились единомышленники по всей России, мы договорились: родительству стоит учиться, родительству стоит учить.
Еще одно значительное событие в истории академии – 2014 год, город Пенза, форум Народного фронта «Качественное образование во имя страны». Регионы представили материалы по работе с одаренными детьми, инклюзивному образованию, ранней профориентации… А у нас – «Родительское образование. Пермский край». Наш стенд вызвал большой интерес. На встрече с президентом ведущие форума рассказали, что в Перми есть опыт работы по организации родительского образования мам и пап. Владимир Владимирович – человек без комплексов, чего не знает, спросит. Так было и здесь. Президенту пояснили, что это занятия, тренинги, уроки семейной любви. И вердикт руководителя страны был следующим: «Это очень хорошее дело. Надо всячески его поддерживать». Так появилось поручение Президента РФ от 12.12.2014 г. №ПР-2876, п. 7 «Об организации курсов для родителей».
Большую роль в развитии академии сыграл Фонд президентских грантов, с 2017 года он поддерживает наш проект «Сохраним семью – сбережем Россию». Как результат в Пермском крае создана и начала уже функционировать региональная межведомственная система родительского образования взрослых и детей. Академией со всеми 46 районами заключено соглашение о деловом партнерстве. На базе детских библиотек работают информационно-методические центры по родительскому образованию и просвещению. Созданы межведомственные команды организаторов родительского образования, в состав которых вошли специалисты КДНиЗП, образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, комитетов по делам молодежи, а также МВД и ГУФСИН (группа проекта ВКонтакте: https://vk.com/aro.proekt). Опыт лучших районных команд заслушивается на Большом семейном совете Пермского края – это переговорная площадка родительской общественности с органами государственной и муниципальной власти по вопросам детского и семейного благополучия. Наши партнеры – краевая КДНиЗП, Министерство образования и науки Пермского края и, конечно, Национальная родительская ассоциация, для которой мы стали методическим центром по созданию российской системы родительского образования.
Национальный проект «Образование» для нашей академии тоже большое событие, ведь один из его федеральных проектов поддерживает родительское образование. Хочется верить, что на сегодня на всех уровнях есть понимание важности и нужности родительского образования в жизни человека, семьи, общества. Это не просто социальная технология, это механизм решения проблемы детского и семейного неблагополучия. Другими словами, только у образованных родителей, у тех, кто учится быть хорошими мужем и женой, отцом и матерью, вырастут счастливые дети.
– Елена Владимировна, у вас в арсенале несколько авторских технологий родительского образования: «Урок семейной любви», «Родительские чтения», «Портфолио семьи», «Письмо – путь к сердцу»… Расскажите об одной из них.
– Скоро 1 сентября. Давайте я расскажу о последней названной вами технологии.
Письма к любящим родителям – это заочная форма родительского образования. Основное их назначение – в суете наших будней дать возможность взрослым людям задуматься о семейных ценностях: о почитании родителей, о любви, верности, о детях, о своем доме и его традициях…
Главная задача данной технологии – «запустить» диалог ума и сердца, вывести пап и мам на размышления о жизни, о том, кого и как они любят, по каким законам живут, что значат для них дети, семья…
Мы рекомендуем педагогам текст письма распечатать на листах бумаги формата А5 по количеству семей в классе, сохранив рубрику «Письма к любящим родителям». И самое главное – на обратной стороне листочка для родителей написать от своего имени, своей рукой две строчки по содержанию письма, но ни в коем случае не использовать словосочетания «вы обязаны», «вы должны», «вам необходимо». Например, для письма «К первому сентября» строчки могут быть такими: «А может, попробуем в этом учебном году делать акцент в учебе ребенка на его пусть маленьких, но удачах? Без похвал умирает душа!»
Пусть педагог поставит дату и подпись, а чтобы письмо было более адресным, перед двумя строчками укажет имя, отчество мамы и папы. Дальше используем прием «детская почта»: почтальонами поработают дети. Практика показывает, что в первую очередь родители прочитают строчки, написанные рукой педагога, а потом из любопытства прочитают и текст письма. Конечно, будут те, кто забросит письмо на холодильник и больше о нем и не вспомнит. Но обязательно найдутся действительно любящие родители, которые не просто прочитают письмо, но и ознакомят с его содержанием своих друзей, знакомых, коллег. И любви в мире прибавится!

Редакция газеты планирует продолжить знакомить своих читателей с письмами к любящим родителям. Сегодня в вашем распоряжении письмо для родителей к 1 сентября.
Милые мамы! Уважаемые папы!
Поздравляем вас с праздником – с Всероссийским днем знаний!
Дети – они всегда дети. И первое сентября для них действительно праздник: они переживают, волнуются, радуются, ждут сюрпризов, подарков, семейного праздничного обеда, добрых слов в свой адрес.
И каждый из них (втайне от всех) мечтает, что в этом учебном году он обязательно будет лучше учиться.
Ребенку очень хочется быть успешным, замеченным, отмеченным учителями, одноклассниками и, конечно, родителями.
В этом его детское счастье!
И ребенку обязательно повезет, если мы, взрослые, договоримся между собой:
– замечать и отмечать в нем все доброе и хорошее;
– искренне интересоваться его школьной жизнью;
– быть рядом и оказывать поддержку в минуты его неудач;
– обязательно хвалить и за большие, и за маленькие успехи!
А еще любить и верить. Любить безусловной любовью и верить в его способности, в его таланты, верить в самого ребенка. И у него все получится!
Помните, как у Михаила Пришвина: «Ты любишь во мне человека, которого во мне нет, но ты люби его, люби, и я таким стану!»
Дорогие взрослые, вернитесь в свои школьные годы, вспомните, что вас радовало, что огорчало тогда, и как любящие родители создайте свою семейную систему стимулирования и поощрения ребенка. И он обязательно станет гордостью вашей семьи, вашего рода!
Еще раз с праздником вас, любви в вашем сердце и в вашем доме!
С искренним уважением Елена Владимировна Бачева, учредитель Академии родительского образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте