Цель: интеграция усилий семьи и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Участники: родители, классный руководитель, педагог-психолог.
Подготовка:
анкетирование учащихся с целью выявления доминирующего способа восприятия информации;
подбор научно-методической литературы по освещаемой проблеме;
разработка памяток для родителей и учащихся по организации учебного труда в домашних условиях.
Оборудование:
памятки для родителей «Хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием ходил в школу?»;
памятки для учащихся «Садимся за уроки»;
таблица с результатами анкетирования учащихся «Способы познания»;
методика изучения ведущего способа восприятия информации взрослых;
рекомендации по организации домашнего учебного труда школьников с разными способами познания.
Ход проведения:
Классный руководитель сообщает тему, цель и порядок совместных действий участников родительского собрания.
Выступление школьного педагога-психолога по теме собрания.
Тезисы выступления:
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. Родители могут облегчить нагрузку ученика и увеличить его шансы на успех, помогая ему подготовить рабочее место. (Памятка для учащихся «Садимся за уроки»).
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей выделяются группы «теоретиков» (которые легко решают задачи в словесном плане), «практиков» (которым нужны опора на наглядность и практические действия) и «художников» (с ярким образным мышлением).
Развитие мышления зависит не только от типа обучения, но и от типа познания. По степени задействованности тех или иных органов чувств в процессе познания выделяют три типа учащихся: «зрители», «слушатели», «деятели». (Таблица с результатами анкетирования учащихся «Способы познания», анкетирование родителей по изучению ведущего способа восприятия информации).
Зритель и слушатель, достигая высоких результатов по устным предметам, сталкиваются с проблемами на уроках чистописания, а прекрасный спортсмен-деятель отстает на уроках чтения. Можно ли помочь ребенку, чей индивидуальный способ познания уже затормозил прогресс в некоторых областях?
(Работа в микрогруппах: 1 – помощь «зрителю», 2 – помощь «слушателю», 3 – помощь «деятелю», обсуждение, памятки-рекомендации по организации домашней работы третьеклассников с разными способами познания).
Несоответствие требований семьи и школы возможностям ребенка нередко приводит к страшной фразе: «Не пойду больше в школу!». Как вы поступите в данной ситуации?
(Обсуждение ситуации, пословицы «Не просите груш у тополя!», памятка для родителей «Хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием ходил в школу?»).
Решение родительского собрания:
Родителям наблюдать за ребенком, дополняя и уточняя данные о его способе познания, восприятия информации.
Поддерживать интерес ребенка к учебному труду: организовать уголок школьника с учетом его индивидуальных особенностей познания, используя памятку «Хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием ходил в школу?», познакомить ребенка с памяткой «Садимся за уроки», придерживаться ее рекомендаций.
Познакомиться с научно-методическими изданиями по этой проблематике:
– Брэдвей Л., Алберс Хил Б. Ребенок от 7 до 14 лет. Как научить вашего ребенка учиться. – М.: ЮНВЕС, 1997.
– Сиротюк А. Л. Обучение с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
Памятка «Садимся за уроки»
(советы школьнику)
Садись за уроки в одно и то же время.
Проветри комнату за 10-15 минут до начала занятий.
Поставь прибор освещения слева от себя.
Проверь готовность своего рабочего места: сотри пыль, проверь, на своем ли месте учебные и письменные принадлежности, убери со стола все лишнее.
Уточни расписание уроков, проверь записи в дневнике.
Сядь удобнее, открой учебник…
Памятка для родителей
Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии ребенка.
В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая подробностей с ребенком.
Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать.
Ребенок должен видеть, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, пишите совместные письма.
Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
Методика организации домашнего учебного труда
Зрители
– необходим набор красок, карандашей, фломастеров и т.п.;
– возможна работа с карточками, их самостоятельное изготовление для запоминания таблиц, правил, дат, терминов и другой важной информации;
– при изучении материалов выделять важные данные цветом;
– письменный стол должен быть в образцовом порядке.
Слушатели
– тщательно организовывать проверку письменных работ;
– пояснения к заданиям читать вслух;
– возможен музыкальный фон при выполнении домашних заданий.
Деятели
– предложить перед уходом из школы проверять наличие всех необходимых принадлежностей по списку;
– специальное место для занятий дома должно быть удалено от источников шума;
– рабочее место ежедневно приводить в порядок;
– присутствие взрослых помогает ребенку сосредоточиться;
– используйте предрасположенность деятеля к подвижным играм.
Ирина НИКОЛАЕВА, педагог-психолог лицея № 1 им. Н.К. Крупской г. Магадана, учитель года Магаданской области-2004
Комментарии