Аудитория: обучающиеся и их родители. Цели классного часа: способствовать формированию знаний учеников о социальной жизни, о самих себе, о реальной, а не виртуальной жизни за окном школы, ответственного отношения к своему здоровью, в том числе нравственному, формированию гражданской позиции, нравственно-эстетических качеств личности, ценностного отношения к слову.
Задачи:
– учить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать знакомым и незнакомым людям решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними;
– создание условий для становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей;
– формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка;
– усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности;
– формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.
Функции классного часа
1. Просветительская – расширяет круг знаний учащихся, дается информация, которой нет в учебной программе: история создания телефона и других средств связи.
2. Ориентирующая – формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности; вырабатывается определенной иерархии материальных и духовных ценностей;
3. Направляющая – переход разговора о жизни в область реальной практики учащихся, что способствует ответственному отношению к собственной жизни, жизни окружающих людей.
4. Формирующая – реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументировать свое мнение.
Оборудование: интерактивная доска, ПК; ролики, музыкальные нарезки для пауз.
Перед началом классного часа все ученики класса и их родители тянут жребий, чтобы в дальнейшем разбиться на группы с цифрами 1, 2, 3, 4 (в моём классе 11 человек, в инсценировании приняли участие 6 родителей – получилось 4 группы).
Ход классного часа.
Классный руководитель: Добрый день, ребята! Очень рада вас видеть, но прежде чем мы продолжим наш классный час, давайте вспомним правила, которые сопровождают все наши встречи.
Мы снова вместе в тесном кругу, а это значит:
1. Слушаем и слышим, смотрим и видим!
2. Не боимся ошибиться, смело высказываем своё мнение, ведь нас тоже слушают и слышат!
3. При этом не перебиваем говорящего, спорим, но не кричим и не оскорбляем!
4. Не навязываем свою точку зрения тем, кто с нами не согласен, а подбираем такие аргументы, чтобы нас тоже поняли и услышали!
5. Предлагаем решение проблемы, учитывая мнение других!
Представление обсуждаемой проблемы.
Классный руководитель: Итак, продолжаем (в это время должен громко зазвонить телефон учителя). Ой, извините: У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН. Кто говорит? (учитель делает удивлённое лицо и обыгрывает стихотворение К.И.Чуковского).
– Говорит, что Слон.
Откуда?
Говорит, что, мол, от верблюда.
Что вам надо?
Просит шоколада.
Для кого?
Говорит, что для сына его.
А много ли прислать?
Вы представляете, просит пудов этак пять или шесть:
Больше ему не съесть, он у него еще маленький!
Классный руководитель: Конечно, это была шутка. Узнали ли вы это стихотворение и его автора? Вы совершенно правы, но я думаю, вы очень удивитесь, когда узнаете, что это стихотворение Корней Чуковского читала мне моя мама, когда я была маленькая. И представьте себе, что и моей маме эти детские стихи читала её мама, то есть моя бабушка. Это стихотворение К.И.Чуковский написал в 1939 году, значит, уже тогда телефон бесцеремонно врывался в жизнь тех людей, у которых он был. Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?
Правильно, сегодня мы будем говорить о телефоне.
Слово телефон пришло к нам еще из Древней Греции. Оно состоит из двух частей – теле + фон. Часть слова «теле» означает, что какой-либо сигнал передается на большое расстояние. Ну а часть слова «фон» означает «звук». К нам приходят заимствованные предметы и заимствованные слова, становятся частью нашей жизни. Посмотрим, как мы живём с телефоном и без него.
Я сейчас напишу это слово на доске, а вы назовите слова, которые у вас ассоциируются со словом телефон. Условие – не повторяться. (Кластер «Телефон»)
Ассоциативный словарь: друзья, общение, семья, игры, смартфон, интернет, связь, селфи….
Погружение в проблему.
Классный руководитель: Сегодня у каждого из нас есть телефон. А какая польза от телефона? Зачем он нужен человеку? (Дети говорят о том, почему так важен телефон в жизни человека). Значит, телефон сегодня и средство связи, и средство общения, и информация. Телефон нужен, когда необходимо позвать на помощь – это очень важно. А какие проблемы возникают из-за телефона, есть ли они вообще?
Ученики назвали следующие проблемы: невозможность контролировать время, потраченное на игры в телефоне, общение с друзьями затягивает. Из-за этого ссоры с родителями. Отметили также, что многие в погоне за лайками не различают, где реальная жизнь, беда, а где игра.
Классный руководитель: Итак, первое, что вы отметили, телефон – это средство связи.
А знаете ли вы, что существует музей истории телефона? Давайте заглянем туда. Виртуальная экскурсия по адресу:
http://telmuseum.ru/telephone_history/do-telefona-i-telegrafa/first-means-of-communication-/
Подготовленные ученики знакомят с музеем.
1 ученик: С самых древних времен люди стремились передавать информацию на дальние расстояния. Для этого использовали любые подручные средства: колокола, трубы, горны, барабаны и т. д. Любые способы передачи информации звуком назывались акустическим телеграфом. А такие способы, как костры, цветные флажки, дымовые сигналы и т. п., назывались оптическим телеграфом. Зажжением костров оповестили о падении Трои во времена Древней Греции
2 ученик: Позже появились акустические телефоны. Акустические телефоны существовали ещё в древние времена. В Древней Греции прокладывали под дорогой трубу из дома в дом и использовали её для переговоров. Существовал также верёвочный телефон, принцип работы которого довольно прост: между двумя диафрагмами протягивали верёвку, и за счёт ее вибрации звук передавался с одного конца на другой.
3 ученик: Оптический телеграф Шаппа. В 1789 году священник Клод Шапп, приехав в Париж, демонстрирует изобретённый им оптический телеграф, который он назвал семафором. На это изобретение обратил внимание любитель физики и механики Г. Ромм, подчеркнув его важность в преддверии войны, дешевизну, удобство и скорость передачи. Конвент отпустил деньги на постройку такого телеграфа длиной 210 км между городами Лилль и Париж. В 1794 году его строительство закончилось. Между городами было установлено 20 промежуточных станций. Каждая из них была оборудована вертикальной мачтой, напоминающей железнодорожный семафор. К концу мачты были прикреплены подвижные линейки. При помощи шнуров и блоков линейки могли принимать 196 различных положений, изображая не только все буквы, но и целые наиболее употребительные слова. Каждая станция обслуживалась одним или двумя работниками. Они наблюдали за соседней станцией в подзорную трубу и воспроизводили на своей мачте те сигналы, которые им передавал сосед. Затем сигналы передавались дальше. Так буква за буквой, слово за словом передавались депеши от одной станции к другой по всей линии.
4 ученик: Подобные телеграфные линии были введены Николаем I и в России. Сообщение из Бреста в Париж по оптическому телеграфу передавалось за семь минут. Единственным недостатком такого телеграфа являлось то, что при плохой видимости передавать сообщения было невозможно, и станции приходилось строить близко друг к другу. Просуществовал оптический телеграф в России до 1860-х годов.
Классный руководитель: А ещё в музее вы можете узнать об электрическом телеграфе, увидеть какими были первые телефоны. Но это будет уже совсем другая история.
Как мы с вами уже выяснили, телефон – это и средство общения, и средство связи, и главный помощник в экстренных ситуациях. Но телефон также – источник некоторых проблем. А может быть, не телефон виноват, а человек, в чьих руках он находится? Давайте попробуем в этом разобраться.
Пути решения проблемы.
Классный руководитель: Перед началом классного часа вы выбрали по жребию цифры – это номера команд. Сейчас я включу музыку, и пока она будет звучать, вы найдёте товарищей по команде. Каждой команде я вручу короткий сценарий. И за то время, что звучит музыка, вы должны сценарий воплотить в мини-спектакль. Итак, время пошло.
Далее одна группа выступает, другие наблюдают.
Ситуация 1.
Родители возвращаются с работы поздно вечером. Сын сидит в своей комнате, увлечён телефоном. Выясняется, что уроки ещё не выполнены, мусор не вынесен, дома не убрано.
Как поведут себя все участники в данной ситуации. Как это бывает в реальной жизни?
Роли: Мать, отец, дети, телефон.
После выступления:
Какую проблему обозначила эта команда?
Кто из участников продемонстрировал такое важное качество, как ответственность?
Понравилось ли вам выступление ребят? Что бы вы подредактировали?
Проблемный вопрос: а не нарушают ли родители ваши права? Может быть, позвонить по телефону доверия (вспомним номер телефона доверия)? В каких случаях можно и нужно воспользоваться телефоном доверия?
Решение проблемы через круг вопросов и их обсуждение.
Классный руководитель: Что нужно сделать, чтобы и родители, и дети слушали и слышали друг друга? Что самое важное в нашей жизни?
Из ответов детей: семья, доверие в семье, помощь, взаимопомощь, ответственность каждого члена семьи. Телефон доверия нужен тогда, когда в семье царит насилие. Если в семье любовь и доверие, такой телефон не нужен. Нужно просто уважать друг друга, детям помнить, что родители тоже нуждаются в их помощи. Одни ученик сказал, что на родителей лучше всего могут повлиять бабушка с дедушкой, а не чужие люди.
Ситуация 2.
Две одноклассницы серьёзно поссорились из-за того, что одна сняла другую на телефон и выставила фотографии в Интернет. После уроков они решили выяснить отношения. Что будет дальше? Как бы вы хотели разрешить данную ситуацию?
Какую проблему обозначили ребята? С чем вы согласны, а с чем нет?
Нужно ли отвечать на зло злом? Какой выход можно было найти из сложившейся ситуации?
Классный руководитель: А вот ещё одна ситуация.
Просмотр социального ролика. (Сюжет: мальчиков знакомят с девочкой, предлагают сказать ей приятные слова, потрогать волосы, погладить, состроить рожицу. Затем звучит фраза «А ТЕПЕРЬ… УДАРЬ ЕЁ»). Учитель останавливает ролик.
Классный руководитель: Как вы думаете, как поступят эти мальчики?
Вопрос мальчикам: А как поступили бы вы? А если окажется, что эта девочка украла у вас новый телефон, как быть? (Обсуждение: телефон – это просто вещь, пусть даже ценная, но самое ценное – это человеческая жизнь, достоинство, здоровье, любовь, красота…). Ну что, посмотрим дальше?
После ролика.
Мальчики, какой ответ вам понравился больше всего (Девочку нельзя ударить даже букетом цветов).
– А вам, девочки? (Тот, что и мальчикам, а ещё: «Ведь я же мужчина». А мужчина несёт ответственность и за себя, и за тех, кто слабее).
Ситуация 3.
Одноклассники идут по улице и вдруг видят горящий дом. Из окна 5 этажа не могут выбраться люди. Как они поступят? Придумайте и распределите роли.
Какая проблема представлена ребятами?
Знаете ли вы подобные истории?
Решение проблемы: почему люди в подобных ситуациях берутся за телефон, но не вызывают службу спасения, а снимают видео для лайков?
КАКИЕ ВАЖНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ?
В ходе обсуждения пришли к выводу, что первое, что должен сделать владелец телефона – позвонить в службы спасения. Безразличие, фото и съёмка ради развлечения – это преступление.
Ситуация 4.
Вы забыли записать домашнее задание. Звоните однокласснику. Трубку взяла сначала бабушка одноклассника, потом его папа, потом мама, и только затем одноклассник. Ваш разговор?
Согласны ли вы с их интерпретацией ситуации?
Почему так важно быть взаимовежливыми?
Можно ли отнимать чужое время на пустые разговоры?
Телефон и интернет сегодня для многих молодых людей – слова-синонимы, неразделимые понятия. Для размышления я предлагаю вам посмотреть ещё один ролик. (Ролик о зависимости человека от интернета).
Какие важные проблемы мы с вами обсудили?
Виноват ли телефон в этих проблемах?
Может ли быть слово телефон источником некоторых проблем?
А может ли быть этим источником предмет телефон?
А, может быть, не телефон виноват, а человек, в чьих руках он находится?
Важно ли, что и как мы говорим по телефону, пишем в интернете? А в повседневной жизни?
Обсуждение.
Рефлексия. Посмотрим ещё раз на доску, где вы записывали ассоциации к слову «телефон». Изменилось ли ваше восприятие?
Игра «Глухой телефон».
Итог. Я желаю вам, чтобы в вашей жизни не было ни глухих телефонов, ни людей, глухих к вашим проблемам. Слушать и слышать самое главное в нашей жизни – это очень важно. Многое в этой жизни зависит от вас.
Источники:
Ролик «Ударь её». Ролик о зависимости от Интернет.
http://www.youtubeto.com/ru/?v=wWuiWHLKOeo
https://www.youtube.com/watch?v=cahwXDbyG-I&list=RDcahwXDbyG-I&t=4
Ульяна Чернышова, учитель русского языка и литературы Баскаковской средней школы Смоленской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2009
Комментарии