– Каково количество учеников, которые должны обучаться в классе?
– 25 человек – это федеральная норма в соответствии с социальными стандартами, которые утверждены для образовательных учреждений. В коррекционных школах – 7-10 человек. Есть постановление правительства, в соответствии с которым учебному заведению разрешено в том случае, если группа меньше, чем класс, снизить норму до 20 человек.
Если в классе больше 25 человек, то тут может быть проведена проверка и сделаны выводы о нарушении федеральной нормы. Когда ребенку могут отказать в приеме? Если в классе уже есть 25 человек и приходит 26-й, так как любой вновь пришедший ребенок ухудшает условия обучения для детей, которые уже учатся в этом классе. Вот тут родители могут высказать свое мнение, и на основании этого мнения администрация откажет ребенку в приеме. Сегодня есть классы и в 30 и 36 человек, но когда проверяет прокуратура, то в акте указывается, что переукомплектованность классов выходит за пределы нормы.
– Если в классе 30 человек, то в этом случае класс делится на три группы на уроках иностранного языка, и их ведут три педагога. Если меньше – подгрупп всего две, и в каждой больше детей, чем в классе, где 30 учеников. Но ведь в этом случае качество преподавания иностранного языка хуже?
– В Москве принято постановление правительства Москвы о повышении качества преподавания иностранных языков. В рамках этого постановления независимо от того, по какой образовательной программе – углубленного изучения иностранного языка или общеобразовательной – идет обучение, в учебном плане должно быть не менее трех часов отведено на преподавание иностранного языка. Параллельно с этим в постановлении сказано, что с 1 сентября 2007 года разрешено открытие групп иностранного языка в количестве не менее 8 человек. То есть если класс 25 человек, то можно на законных основаниях разделить его на три подгруппы на уроках иностранного языка. Вся проблема теперь в том, имеет ли образовательное учреждение возможность обеспечить кадровый потенциал для проведения таких занятий. Если кадров хватает и нагрузка учителей позволяет, такие занятия можно проводить.
– В каждой школе есть в параллели классы «А» и «Б». Большинство родителей считают, что в «А» классе лучше ученики и лучше учителя, в «Б» – похуже. Родители стремятся отдать ребенка в «А» класс, и там собираются 30 учеников, а в «Б» классе – 20 и меньше. Родители первого класса говорят, что детей нужно разгружать, а во втором – всем довольны. В какой мере родительские комитеты могут влиять на такую ситуацию?
– Родители могут впрямую влиять на такие процессы. Если в классе 30 человек, то они вправе ставить перед администрацией вопрос о защите прав своих детей на качественное образование и создание условий их учебы. Если родители против увеличения контингента детей в классе, то администрация должна к ним прислушаться.
– С 1 января 2006 года московские школы перешли на нормативное финансирование. Чем больше учеников в классе, тем выгоднее школе. Что противопоставлять в этом случае родителям, если школа хочет зарабатывать деньги, а потому может посадить в класс и 40 учеников?
– Это проблема сложная, так как если делить класс пополам, то зарплата увеличится в смете в два раза, и школе это в самом деле невыгодно, так как значительная часть норматива – зарплата учителей. В этом плане может быть переходный период, когда директор считает, что ему деление на два класса экономически невыгодно. Но, во-первых, мнение родителей по-прежнему администрация должна учитывать, во-вторых, все же надо искать какой-то компромисс между родительской общественностью и администрацией образовательных учреждений.
На вопросы родителей отвечала первый заместитель руководителя Департамента образования Лариса КУРНЕШОВА
Комментарии