search
main
0

Родительский клуб

Это ценится всегда: открытость общения, взаимопонимание и взаимопомощь

В школе-интернате №17 обучаются особые дети – с нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, дети с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями. Для такой школы особую значимость приобретают задачи поддержки и психологического сопровождения семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ведь проблем у родителей с такими детьми немало – это и принятие или непринятие ребенка с психофизическими недостатками, и преодоление социальных проблем, связанных с ощущением себя родителем ребенка не такого, как у всех, и организация ухода за ним, его обучение и воспитание, а в ряде случаев и сопровождение ребенка в течение всей жизни. Такие родители нуждаются в специальной и систематической помощи и поддержке специалистов. В период самоизоляции это стало особенно актуально.

Анкетирование родителей, проведенное нашими специалистами, очертило круг проблем, актуальных для семей с детьми с ОВЗ: как лучше понимать своего ребенка и помочь ему в развитии и социализации; как поддержать в своем ребенке сильные стороны; какова роль родителей в профориентации таких детей; как самому родителю работать с собственными эмоциями и поведенческими реакциями, для того чтобы помочь своему ребенку; интернет-риски и угрозы жизни детей и подростков в современных условиях. Чтобы помочь родителям разобраться в этих непростых вопросах, а также для того чтобы объединить усилия школы и семьи для успешного развития и социализации детей с ОВЗ, в школе-интернате №17 был создан родительский клуб «Мы вместе». Заседания клуба проводятся два раза в месяц с использованием различных форм и практик: образовательные семинары, тренинги, психологический практикум, круглые столы, мастер-классы, коллективные творческие дела, круги поддержки сообществ.
В работе клуба большое внимание уделяется проблеме психологического здоровья, личностной зрелости родителей. Особую значимость имеют занятия, посвященные проблеме депрессии. На клубных встречах отрабатываются приемы выхода из стресса, с родителями проводится специальная работа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции. Одной из ключевых тем клуба является тема общения в семье, развития коммуникативных навыков родителей. В работе используются методы активного обучения (психологический тренинг, игровые технологии) для развития навыков наблюдательности, умения слушать и слышать, понимать своего ребенка и строить эффективное взаимодействие. Для развития коммуникативной компетентности родителей применяются приемы конструктивного общения из практики медиативного подхода. Встречи в клубе организованы в формате кругов поддержки сообщества, где голос каждого участника важен и ценен. Групповая работа позволяет родителям высказаться, быть услышанными, обменяться опытом и поделиться рецептами решения проблем взаимопонимания в семье, проанализировать собственные возможности роста и развития, что способствует общему взаимообогащению.
– Мне очень ценно в родительском клубе общение в форме круга. Для меня было открытием – понять и почувствовать, что ты не одна. В какой-то степени происходит объединение людей, проживающих одну историю. Это очень важно. Дети и семейные ситуации оказались близкими, что помогает посмотреть на себя, на свои проблемы со стороны. Полезными были клубные встречи во время самоизоляции в дистанционном режиме. Чувствовали связь, заботу и поддержку, – говорит Светлана Шляхта.
Во время пандемии деятельность родительского клуба пришлось пересмотреть. Для нас было важно не оставить родителей один на один со своими проблемами во время самоизоляции. Родительский клуб доказал свою состоятельность и в дистанционном формате работы. Во-первых, наши специалисты разработали и разместили на сайте школы рекомендации для родителей: как помочь детям преодолеть стресс при временном нахождении дома; как справиться с беспокойством по поводу коронавируса; ваш ребенок временно на дистанционном обучении; рекомендации для родителей младших школьников и родителей подростков, оказавшихся дома во время карантина из-за коронавируса; как семье пережить режим карантина. Во-вторых, была организована работа социально-психолого-педагогической службы в электронном формате. Созданная специальная группа в Фейсбуке позволила реализовывать задачи просветительской работы среди родителей.
Встречи с родителями проходили в режиме видеоконференции. Специалисты школы рассказали о поддерживающих ресурсах, которые предлагает социально-психолого-педагогическая служба детям и родителям в условиях дистанционного обучения и режима самоизоляции. Родители узнали, как обеспечить эффективный контакт с ребенком, как взаимодействовать с детьми, опираясь на принципы содружества и договоренности, как реализовывать стратегии поддержки.


В этот период особо актуальной стала проблема мотивации учения. Родители получили советы по минимизации рисков, которые могут отрицательно сказаться на мотивации образовательной деятельности, как справиться с собственным эмоциональным состоянием, чтобы поддержать мотивацию своих детей, что реально их мотивирует, какие конкретные фразы использовать для поддержки и оценки деятельности детей. Психологи учили родителей, как преодолеть стресс в режиме самоизоляции, им были продемонстрированы конкретные практические приемы совладания со стрессом и тревогой. Шла также речь о том, как преобразовать обучение в развивающую деятельность. Были предложены варианты работы с детьми, которые будут увлекательны и занимательны под лозунгом: «Сидеть дома не скучно, а полезно».
Заключительная встреча в прошедшем учебном году в родительском клубе «Мы вместе» также прошла в дистанционном формате в форме круга поддержки сообщества. Родители и специалисты обсуждали тему «Моя жизненная ценность и как я ее передаю своему ребенку». Родители были единодушны в том, что среди значимых ценностей – семья, забота, любовь, открытость общения, безусловность, честность и ответственность, уважение, взаимопонимание, взаимопомощь, стремление к достижениям, жизнелюбие, умение признавать ошибки. И только своим личным примером они могут привить их детям.
Актуальным на сегодняшний день является вопрос, как на родителях отразилась ситуация самоизоляции. В своих ответах они отметили, что столкнулись с проблемой замкнутого пространства, нарушения личных границ, напряжения от постоянного совместного пребывания. Вместе с тем это позволило стать более дисциплинированными, они научились разграничивать время общения. Примечательно, что родители увидели в этой ситуации и ресурсные моменты. Судя по ответам, участники в условиях самоизоляции стали ближе к членам своей семьи, познали много новых нюансов во взаимоотношениях. Особенно значимым является то, что, по мнению родителей, эта ситуация помогла лучше понять процесс обучения детей, увидеть работу учителей. Родители говорили о том, что в ситуации самоизоляции не хватает ярких красок, активности. Некоторые принимали ситуацию как данность и находили новые возможности в сложившейся обстановке. Были и такого рода опасения, что после изоляции могут возникнуть трудности в общении с окружающим миром. Подводя итоги общения в кругу, родители говорили, что теперь будут больше общаться со своими детьми, создадут дома комфортные условия для каждого члена семьи, произведут перепланировку квартиры, говорили о необходимости погружения в процесс обучения своих детей, о распределении своего времени, о соблюдении распорядка дня, чтобы уделять внимание и себе, и ребенку.
– Мне нравится формат работы родительского клуба. Общение родителей происходит в неформальной, доверительной и дружеской обстановке. Причем при вынужденном переходе работы клуба в дистанционный формат качество деятельности не пострадало, – признается Анастасия Койда.
Итак, семья с детьми с ОВЗ и инвалидностью имеет множество своих особенностей, и ее жизненная ситуация иная. Такая семья находится в другом положении в обществе, чем семья здорового ребенка. Это накладывает отпечаток на типы семейного воспитания и психологические проблемы родителей. От успешности решения проблем в семье зависят гармоничность взаимоотношений и наличие необходимой комфортной микросреды для жизни и развития ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение не только ребенка, но и семьи является наиболее значимой для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря совместным усилиям специалистов и родителей, а также готовности общества оказать поддержку таким семьям можно добиться того качества жизни, в котором они смогут почувствовать себя полноценной частью общества.

Марат СЯФУКОВ, директор школы-интерната №17;
Лилия ХАЛИКОВА, педагог-психолог, руководитель клуба «Мы вместе»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте