Страну потрясло недавнее происшествие в Волгограде, где в результате конфликта, возникшего после переписки в родительском чате, был убит мужчина. В деталях этой трагедии теперь разбирается следствие, однако, для всех нас это серьезный повод задуматься, что происходит с обществом, которое мы хотим оставить в наследство своим детям?
В начале этой недели власти Волгограда сообщили о смерти мужчины, а горожане уже провели опрос, который показал, что 69% населения города считают создание подобных диалоговых форумов опасным и требуют их запретить. Идея, конечно же, утопичная. Это равносильно запрету на мессенджеры и социальные сети. К тому же, родительский чат изначально задумывался с целью консолидации и оперативного информирования родителей школьников, что особенно важно в нынешних условиях пандемии и дистанционного обучения, когда качество учебного процесса, в том числе, зависит от усилий самих школьников.
Другое дело, что полезное информационное пространство очень часто превращается в платформу для неформального общения, рекламы, анимационного спама и выплескивания личных амбиций, что впоследствии с большой вероятностью может стать причиной конфликта. Последнее особенно внушает тревогу и возникает вопрос, не пора ли регламентировать использование родительских чатов, как часть цифрового пространства, на законодательном уровне, чтобы обезопасить себя от людей, живущих по принципу “границ не существует, мы устанавливаем их сами”?
В этом году Министерство просвещения запустило в работу круглосуточную горячую линию, специалисты которой консультируют родителей и педагогов по всем вопросам, связанным с образовательной тематикой. В том числе, с ее помощью пытаются предотвратить распространение недостоверной информации, слухов и ложных сообщений, вызывающих волнения в обществе и активно транслируемых через соцсети и родительские чаты. Начало положено, государство открыто для диалога и хочет помочь всем вовлечённым в образовательный процесс гражданам.
А что же сами граждане? Родительский чат, по сути, – это определенное количество телефонных номеров родителей, объединенных в одну группу. Другими словами, это мы с вами. И всё происходящее внутри такого чата зависит от нас самих напрямую. Степень токсичности любого диалога определяется токсичностью его участников. Вот и приплыли! Мы ищем поддержки государства дабы защититься от самих себя. В таком случае, какой способ информационного взаимодействия с родителями использовать учителю?
Светлана, администратор родительского чата одной из московских школ, рассказывает о своем опыте: “В нашем чате случались конфликты и словесные перепалки по самым разным вопросам. Но родители сами устали от потока ненужной информации и решили принять меры. Некоторое время “подчищали” эфир, вежливо делая замечания тем, кому хотелось поболтать не по делу. Объясняли, что весь этот спам отвлекает от действительно важной информации. Теперь в чате только официальная информация школы, которую педагог передает через админа. Обратная связь от родителей предаётся таким же способом. Всё спокойно и цивилизовано.”
Психологи отмечают, что оскорбления в социальных группах и родительских чатах всё чаще становятся причиной стресса и тревожных расстройств. Публичное оскорбление или даже угроза могут надолго вывести из равновесия, ведь его свидетелями становится несколько десятков человек. Не стоит забывать, что в любой конфликт могут быть вовлечены не только родители, но и педагоги. Именно поэтому на практике учителя редко становятся участниками родительских чатов.
Трагедия в Волгограде обнажила проблему, которая всё это время была завуалирована привычными стереотипами мышления. Платформы виртуального коммуницирования, родительские чаты и социальные сети, становятся территорией вседозволенности, что противоречит нормам и принципам системы образования и требует осознанного участия не только государственных институтов власти, но и каждого из нас. Родителей, детей, педагогов.
Комментарии