Есть на Земле одна, пожалуй, самая важная профессия – родитель, которой по-настоящему нигде не учат. Так было не всегда – в прежние времена, когда семьи были большие, совместно жили несколько поколений и взрослые дети учились у старших. Теперь даже советами бабушек и дедушек отцы и матери не могут пользоваться, потому что, как правило, живут отдельно. Поэтому особую актуальность приобретает создание такой системы родительского просвещения, которая помогла бы прежде всего молодым людям освоить науку воспитания детей.
Сегодня есть так называемые родительские университеты при школах, детских садах, клубах и дворцах детского творчества. Но обучение в них ведется стихийно, бессистемно и держится на энтузиастах, которые порой подходят к делу по-дилетантски. Чтобы обучение родителей сделать более основательным, была разработана концепция системы профессиональной помощи родителям в воспитании детей.Национальная родительская ассоциация провела в Москве представительный круглый стол, на котором состоялось обсуждение этой концепции. Ученые, преподаватели вузов, психологи, представители общественных организаций обсудили ряд вопросов, в том числе роль психологической поддержки родителей; особенности тематики программ; родительские университеты в контексте программ социального развития регионов России; формирование ценностных ориентиров, знаний и компетенций у родителей, и другие. Было отмечено, что речь идет о повышении качества семейного воспитания, обеспечении условий, чтобы каждая семья смогла получить необходимую поддержку в воспитании детей.Родительское образование согласно концепции должно быть вариативным – в зависимости от возраста (от 0 до 18 лет) и от индивидуальных особенностей детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и т. д. Программы должны включать вопросы образования и развития. В родительских университетах будут и общие занятия, и индивидуальные консультации.Выступавшие говорили о том, что необходимо создать и развить такую систему просвещения, образования и поддержки семей с детьми, которая обеспечит повышение качества семейного воспитания. Для этого должны быть созданы условия, при которых будет гарантирован доступ каждой семьи к учебе в родительском университете. Сегодня уже не нужны только лишь информационные программы. Они должны быть глубокими и содержательными, направленными на развитие личности родителя, чтобы он умел принимать самостоятельные решения в вопросах воспитания и был готов предвидеть их последствия и нести за них ответственность.Различные фонды и некоммерческие организации предлагают негосударственные образовательные программы для родителей. Способы передачи знаний и компетенций родителям могут быть очные и дистанционные, как в форме лекций, так и в виде тренингов.
Комментарии