search
main
0

Родительские страницы

Почему люди стареют?

Семья в вопросах и ответах

ебенок не рождается трудным. Он им становится. Если в детстве малыш недополучил знаний, добра, ласки, если его где-то упустили, не надо ждать, пока он сам выкарабкается: надо спешить на помощь, пока не поздно. Этот труд души принесет свои плоды, если поверить в ребенка и бороться не с ним, а с теми взрослыми, которые сделали его трудным.

Книга Р.В.Овчаровой “Семейная академия: вопросы и ответы” (издательство “Просвещение”) – попытка заинтересовать взрослых маленькими уроками, состоящими из ответов на вопросы, заданные родителями. Автор знакомит читателей с современными исследованиями проблем семьи и семейного воспитания.

“Семейная академия” – своеобразный справочник. К нему можно обращаться всякий раз, когда возникают трудности и появляются конкретные вопросы.

В книге четыре главы: “Современная семья: надежды и тревоги”, “Азы семейной педагогики”, “Истоки трудного детства”, “Семейный эксперимент”. Заканчивается книга разделом “Наедине с собственной совестью”. Это своеобразный экзамен – серия вопросов, которые каждый родитель должен задать самому себе.

Ольга ШАВЫРИНА

Из книги “Семейная академия: вопросы и ответы”

Чему необходимо научить ребенка?

Ситуация

Мальчик первый день в школе. Он подстрижен, одет в школьную форму, у него новый портфель, и он перепуган до смерти. Он уже умеет читать и писать, считать. Но держится очень неуверенно. Кажется, что он всех боится или не может понять, что от него хотят и как к нему относятся. Особенно он показался беспомощным, когда ушла сопровождавшая его мама. Он остался стоять в углу и лишь последним занял место за партой. Он сел за высокой девочкой, плохо видел и слышал, что говорила учительница. И когда понял, что сидит за последней партой, горько заплакал.

Какие чувства вызвала у вас эта ситуация? Припомните как можно больше случаев, когда вашему ребенку было очень трудно. Подумайте, почему это случилось. Чему вы не научили ребенка и тем самым заранее обрекли его на эти трудности в жизни? Что еще можно изменить, чтобы помочь вашему ребенку? Согласны ли вы, что надо научить ребенка именно этим вещам?

А теперь обратимся к научной информации. Американский психотерапевт Эда Ле Шан считает, что ребенка действительно можно считать подготовленным к жизни, если родители научат его следующим вещам:

1. Любить себя.

Любовь к себе – наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.

Любовь к себе формируется у ребенка при положительном к нему отношении, когда он чувствует, что он кому-то нужен, что его любят и принимают, когда ему сочувствуют и сопереживают, когда абсолютно уверен в безусловном импонировании окружающим, своих способностях к той или иной деятельности, и все это придает ему чувство собственной значимости.

2. Интерпретировать поведение.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и обьяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учительница накричала на него. Он может подумать о том, что у нее сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.

Ребенка надо учить обьяснять собственное поведение. Он сможет обьяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.

3. Общаться с помощью слов.

Ребенок, который может обьяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Вот он, как кажется учителю, заупрямился, не стал отвечать и весь день ничего не делал. Учителю не будет так казаться, если ребенок просто скажет, что сначала он очень испугался, потому что его никогда не спрашивали первым, а потом огорчился, что ему поставили двойку, и весь день было так обидно, что знал стихотворение и не ответил, что хотелось плакать.

4. Понимать различия между мыслями и действиями.

Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его душевная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу, которую он реализует в действии. Поэтому рекомендуется помогать ребенку отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: “Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!”

5. Интересоваться и задавать вопросы.

Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: “Почему солнце не падает с неба?”, “Почему рыба не захлебывается в воде?”, “Почему люди стареют?”…

Если мы хотим поддерживать инстинкт любознательности, мы должны убедиться, что уже к пяти годам ребенок упивается своими вопросами и знает, что есть способы, как найти на них ответы. Детей надо учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить их.

6. Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов.

Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: “Ты еще маленький”, “Не твоего это ума дело”, “Вырастешь – поймешь”. Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.

7. Не бояться неудач.

Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.

8. Доверять взрослым.

Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: “Сьешь кашу, станешь большим”, “Мама всегда говорит правду”, “Папа – самый сильный и смелый”.

Иногда родители думают, что ребенок не станет им доверять, если узнает об их слабостях. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем человеческое несовершенство.

9. Думать самому.

Чувство собственной уникальности и способности к выбору – жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет воспитать человека, слабого духом или слабого интеллектуально. Мы хотим, чтобы наши дети принимали серьезные решения, обладали здравым смыслом и собственными убеждениями. Для этого не надо ждать, пока ребенок окончит школу или станет совершеннолетним. Надо уже сегодня демонстрировать свое уважение к личности ребенка.

10. Знать, в чем можно полагаться на взрослого.

К пяти годам ребенок должен знать, что существует много ситуаций, с которыми он не может справиться. Он не может справиться с компанией старших детей, с диким поведением группы и многими другими случаями. Нам необходимо обьяснить детям, что взрослые, родители могут быть настоящими друзьями ребенка, которые приходят на помощь в трудную минуту, которые могут понять их и уважают их права.

ПРИЛОЖЕНИЕ К СЕМЕЙНОМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ

Какой вы родитель?

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому мы предлагаем вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:

1. Сколько раз тебе повторять! 2 балла

2. Посоветуй мне, пожалуйста. –

3. Не знаю, что бы я без тебя делала. 1

4. И в кого ты только уродился! 2

5. Какие у тебя замечательные друзья! 1

6. Ну на кого ты похож(а)! 2

7. Я в твое время! 2

8. Ты моя опора и помощник(ца). 1

9. Ну что за друзья у тебя! 2

10. О чем ты только думаешь! 2

11. Какая ты у меня умница! 1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1

13. У всех дети, как дети, а ты? –

14. Какой ты у меня сообразительный! 1

Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра – лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности!

9-10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

География

Вспомним. Подумаем. Сравним.

Тестовые задания

издательстве “Просвещение” вышла книга В.М.Смирновой “Дидактические материалы по экономической и социальной географии мира”. Книга для учителя.

Дидактические материалы носят преимущественно тестовый характер. Они охватывают все темы курса “Экономическая и социальная география мира”. Кроме тестов, есть и задания, предусматривающие работу с картами, таблицами, учебником, составление рефератов.

Тесты по каждой теме сгруппированы в зависимости от категории сложности: тесты, требующие воспроизведения полученных знаний, отнесены к рубрике “Вспомним”, тесты 2-го и 3-го уровней сложности относятся к рубрикам “Подумаем” и “Сравним”. Кроме них, предусмотрены задания по картографическому и графическому материалу учебника, атласа.

Помимо традиционных тестовых заданий, в книге есть несколько необычные тесты. Среди них тесты-дискуссии, каждая пара ответов на которые включает противоположные по смыслу мотивированные ответы. Ученик должен войти в суть мини-дискуссии и присоединиться к одному из мнений. Другие тесты-задания содержат элементы ролевых игр. Начинаются они с определения роли ученика. “Вы – менеджер”, “Вы – руководитель туристической фирмы” и т.д. Ребята “примеряют” на себя эти роли, определяя в ходе выполнения задания не только ответы, но и свои возможности в подобной деятельности. Особенность этих тестовых заданий в том, что ответы на них требуют знаний нескольких тем учебника, а также и других предметов, прежде всего новой и новейшей истории, биологии, основ политологии.

В заключительном разделе, который назван “Этого нет в учебнике”, введены сложные многоступенчатые тесты и задания, предназначенные для различных форм внеурочных занятий.

К тестовым заданиям и наиболее сложным заданиям другого типа прилагаются ключи.

Есть в дидактических материалах еще один вид необычных заданий. Это составление тестов самими учениками. Для этого даны простейшие рекомендации по составлению тестов, причем задания усложняются от темы к теме. Лучшие тесты, составленные ребятами, могут использоваться для школьного банка дидактических материалов.

Ольга НИКОЛАЕВА

Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение.

Оноре де БАЛЬЗАК

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте