«Активные родители – форпост качественного образования». Этой теме была посвящена конференция, проходившая недавно в Общественной палате РФ. На ней обсуждались задачи и формы участия родительского актива в общественном контроле и независимой оценке качества в образовании, был представлен опыт, накопленный в этой сфере. Разговор получился интересным и продуктивным. В дискуссии приняли участие московские и региональные представители управляющих советов.
Председатель Комиссии по развитию науки и образования ОП РФ Любовь Духанина заострила внимание участников на глубине поднимаемых проблем. Более двадцати лет мы живем в условиях реформ. По нашим оценкам, люди далеко не всегда осведомлены об изменениях в нормативной базе, не понимают, для чего они нужны. Возникает эмоциональное напряжение, которое препятствует конструктивному диалогу. Сегодня важно объединить неравнодушных родителей, чтобы мы могли вместе сформулировать то, что в итоге хотим получить от системы образования, подчеркнула Любовь Николаевна.Участие, знание и влияние – эту триединую задачу решает проект «Родительские активисты». Его руководитель Елена Шимутина рассказала об итогах первого года работы над проектом. Директор Института развития государственно-общественного управления образованием сделала упор на то, что ныне появилась возможность объединить наиболее осведомленных и активных родителей в общероссийскую сеть экспертов качества образования.Каждый из выступающих так или иначе затрагивал болевые точки, мешающие продуктивному взаимодействию всех участников образовательного процесса. Директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин привел данные исследований о включенности родителей в совместную деятельность с ребенком. К примеру, в средней школе количество троечников резко увеличивается, и при этом падает число родителей, которые помогают детям в учебном процессе. И связано это с тем, что родители просто не могут разделить с ребенком трудности учебы. Поскольку бывает в практике такое: даже профессор оказался не в состоянии решить задачу, предложенную пятикласснику. Возникает справедливый вопрос о качестве учебников и школьного образования. Весьма опасна и тенденция вытеснения игровой деятельности из жизни детей в угоду раннему обучению школьным навыкам – письму, чтению. Ребенок должен наиграться, необходимо обеспечить ему полноценное проживание детства. В школу он должен приходить с желанием учиться, как толстовский Филиппок. Вот над чем стоит задуматься, решая вопросы повышения качества образования. Эти и многие другие выводы, прозвучавшие в выступлении известного ученого, вызвали громкие аплодисменты.На конференции был представлен полезный опыт деятельности управляющих советов, которым поделились представители Тамбовской, Томской областей, Красноярского края, Москвы. Татьяна Спирина, председатель Общественного совета Управления образования администрации Емельяновского района Красноярского края, рассказала, как вместе с родителями они проводят независимую оценку качества работы образовательных учреждений. Преодолен барьер непонимания, руководители школ увидели, что это вовсе не контроль, а реальная возможность повысить качество своей работы. Примечателен опыт Тамбовской области, где управляющие советы – равноправные участники образовательного процесса. По их инициативе реализуются различные социальные проекты, преображающие жизнь не только школы, но и села, микрорайона. У родителей появились реальные рычаги воздействия на повышение качества образования.
Комментарии