Мы сидели на задних креслах скучной научно-практической конференции и под монотонный голос гипнотизера – докладчика рассматривали фотографии и разговаривали.
– Это ваши ребятки в белых греческих хитонах?
– Да. Правда, это не все, некоторые убежали… А огромное здание позади – Экспериментальная школа искусств. “Звездная” переехала сюда в этом учебном году.
– Так у вас есть ДАЖЕ ПОМЕЩЕНИЕ!
– Мы существовали на квартире шесть лет, а в этом году произошел “бартер”: в обмен на то, что я согласилась стать директором по науке в школе искусств, мы получили помещение.
– Расширяться не планируете?
– Думаю, пока хватит: у нас 9 мальчиков, 6 девочек. Возраст разный, пока от второго по седьмой класс. Я уже думаю, не послать ли в Книгу рекордов Гиннесса заявку, потому что из 15 преподавателей на эти 15 детей – 9 мужчин! Хорошие у нас папы… Например, историк – кандидат исторических наук, археолог.
– Он что, их прямо по раскопам водит, когда истории учит?
– А как же, увлекается мифологией и там играет с ними в античных богов среди развалин. Есть и огромная архитектурная студия, называется “Похищение Европы”. Руководит ею Татьяна Титова. Проект Татьяны Николаевны “Анапа в мировом пространстве” занял второе место в одном из международных конкурсов, а делали все дети! А еще у нас театр и уроки театра каждый день, как и математики.
– Когда дети приходят в обычную школу, многие из них вс╙ перестают делать. Перестают рисовать. Писать стихи. Философствовать. Все становятся как на одно лицо – стандартные однолетки.
– А у нас и дети, и родители – все уникальные. Раньше я была лидером, и все остальные шли за мной. А в этом году, когда пришли новые дети и новые преподаватели, такое впечатление, что я иду за ними и постоянно у всех чему-то учусь. Появились ведь еще хореография, вокал, экология и масса других увлечений. Притом занятия ведутся совершенно бесплатно как родителями, так и почти всеми остальными, кто у нас преподает, – редкий случай, когда нужно договариваться об оплате. Для многих родителей работать с нами – это способ реализовать себя.
Хотя есть и опасения и риск. Родители часто не хотят брать на себя новую нагрузку. Нужны ведь терпение, труд, и долго приходится ждать результатов. Проще спихнуть ребенка школе, есть деньги – заплатить. Но тогда уж – почти неизбежный стандарт.
Наши ребята пишут необыкновенные рассказы и стихи. Они каждый день по-разному себя проявляют. Есть вокально-хоровое отделение и фортепиано. Они садятся за инструмент по очереди и начинают сочинять свои собственные мелодии.
Если физика начинается в седьмом, а ты пятиклассник – ничего, можно просто посидеть и послушать. Если ребенок перестал понимать – тихонько отошел, лег на ковер, читает. А пока понимает, пока интересно, он учится со старшими вместе.
– Вы любых детей принимаете?
– У нас ведь не просто школа, “Звездная” – наш семейный клуб. Главное условие приема к нам, чтобы родители участвовали в общей деятельности.
К примеру, если мы едем в дом престарелых, то подарки делают все. Участвуют, насколько позволяют возможности. По выходным встречаемся: походы, праздники, подолгу общаемся, разговариваем, спорим.
Когда к нам приходят новенькие дети, обещаю, что лишь к концу учебного года полюбят школу и захотят учиться. Гарантировать пятерки, поступление в вуз никому не собираюсь.
– Вы хотите, чтобы дети учились в вашей школе и в старших классах? И вы уверены, что они пройдут всю программу?
– Да. Но дело в том, что по Закону “Об образовании” мы должны выполнить базовую программу, и каждую четверть ребята отчитываются в той школе, к которой прикреплены по месту жительства. Они пишут контрольные, рефераты… И в конце года тоже отчитываются. В десятом и в одиннадцатом будут сдавать обычные экзамены. Но у нас с этой отчетностью трудностей нет: учителя уже как-то привыкли. Мы чувствуем себя свободно еще и потому, что никем не финансируемся. Государство выплачивает семьям, взявшим детей на семейное образование, в месяц 20 или 30 рублей (я уже не помню точно), и больше никаких “спонсоров”.
– Я вообще не слышал о такой практике, чтобы родителям еще кто-то платил за то, что они детей “отняли” у школы…
– Существует особое постановление, на основании чего заключается договор. В самом начале, когда эта идея только возникла, нас поддержали в управлении образования края. К сожалению, пока я не знаю ни одного примера школы, которая работала бы так же, как и мы.
Евгений БЕЛЯКОВ
Анапа
Комментарии