Продолжается передача дошкольных образовательных учреждений в муниципальную собственность, доля которой сегодня составляет 82,5% (для сравнения: в начале 90-х годов – менее 30%). Этот процесс обострил такие проблемы, как увеличение бюджетного финансирования, ухудшение условий воспитания и обучения детей. Стало ясно: организационную и финансовую структуры дошкольных образовательных учреждений необходимо менять.
Минобразование России проводит эксперимент по апробации схем долевого финансирования детских садов в трех регионах: в Московской, Новгородской и Самарской областях. В ходе эксперимента отрабатываются финансирование образовательной услуги в объеме основной общеразвивающей программы дошкольного образования за счет государства, финансирование социальной услуги за счет средств родителей и дотаций за счет муниципалитетов на адресной основе. Расходы по содержанию и развитию материальной базы детских садов оплачиваются учредителем. По результатам эксперимента предполагается разработать проект постановления Правительства России «О долевом финансировании дошкольных образовательных учреждений».
Детсадов становится меньше, и не только потому, что меньше рождается детей. Одна из причин, вероятно, и в том, что не всех родителей удовлетворяет работа этих учреждений.
Прежде всего режим. Все знают, что большинство малышей устают: общение и шум в течение всего дня приводят к нервным перегрузкам. Однако забирать детишек из сада пораньше – пока лишь инициатива самих родителей или бабушек с дедушками. При оплате пребывания малыша в саду экономии от того, что за ним пришли пораньше, не получается.
Еще одна причина – не всем родителям нравится, как общаются с ребенком в этом детском учреждении. Но чаще всего поделать ничего нельзя, перевести ребенка можно лишь в частный сад, но там непомерно высокая оплата. Наконец, еда вовсе не такая, как дома, здоровья не прибавляет. Да еще ребенка зачастую заставляют есть…
Однако нельзя сказать, что детские сады не нужны. Нужны перемены в их работе. И если где-то недовольны новшествами – введением в садах принципов нормативного финансирования, то скорее всего это означает, что не все было отработано, когда переходили на якобы новые принципы.
Сегодня родительская плата за детсад не может превышать 20% стоимости содержания ребенка, и бюджеты всех уровней доплачивают за всех детей, от чего, как известно, выигрывают состоятельные семьи, способные компенсировать расходы полностью.
Теперь ситуация станет иной. В Министерстве образования признали многоканальную схему финансирования, когда образовательная программа оплачивается за счет субъекта Федерации, содержание инфраструктуры – за счет муниципалитетов, а социальные услуги – за счет родителей. Сейчас отрабатывается принципиальная схема такого финансирования. Платными для родителей также могут быть, например, уроки плавания, иностранного языка, музыки, занятия с психологом.
Во многих регионах стали появляться подпрограммы поддержки и развития дошкольного образования. Его наиболее перспективные направления – это, например, введение вариантов кратковременного пребывания детей в детских садах. Выводы, которые уже можно сделать по итогам эксперимента, – успеваемость в начальной школе у ребят стала гораздо лучше.
Причем в новых стандартах дошкольного образования будет установлен минимум, сверх которого за все придется платить. Будут определены нормы питания, количество детей в группе, а также сколько сад должен работать: 8 часов, 10 или 12 и какова стоимость всего этого.
Одной из первых перешла на нормативное финансирование Самарская область. Эксперимент здесь идет уже несколько лет. Количество учреждений дошкольного образования всех форм собственности, в том числе и ведомственных, здесь тоже сократилось, но малышей в них 61 процент, а по России в среднем – 54 процента. При этом 530 ведомственных дошкольных учреждений передано предприятиям и организациям в муниципальную собственность.
Дошкольные учреждения области предлагают тот набор услуг, который необходим родителям. Детские сады перешли на гибкий график посещения – от нескольких часов до круглосуточного пребывания, родители сами выбирают удобный для себя режим, и детский сад его реализует. Эта сфера образования работает как сфера услуг, где каждый ребенок имеет норматив финансового обеспечения, который он «приносит» в детский сад, если посещает его. Финансируется не учреждение, а воспитанник, и если детей остается мало, то учреждение теряет деньги со всеми вытекающими для него последствиями. Здесь убеждены, что нормативное финансирование формирует иной стиль мышления коллектива и менеджмента.
Следующий шаг реорганизации – оплата содержания детей в саду родителями, бесплатными остаются лишь образовательные программы. Одновременно организуется адресная поддержка социально незащищенных слоев населения через ведомства социальной защиты.
В 2000 году в области был утвержден Порядок организации коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников с отклонениями в развитии, а также Порядок организации и функционирования образовательных учреждений области с группами кратковременного пребывания детей дошкольного возраста. В рамках специальной программы для низкооплачиваемых категорий семей из областного бюджета было выделено 20 млн. рублей, в результате дополнительно стали посещать детсад 3234 ребенка, из них 1818 ходили в группы кратковременного пребывания.
Перемены способствовали обновлению дошкольного образования. Детские сады внедряют в свою работу новые комплексные программы, такие, как «Развитие» Л.Венгера, «Радуга» Т.Дороновой, «Дом радости» Н.Крыловой, «Здоровье» В.Алямовской, «Любознайка» и «Школа дошкольников» Т.Вавиловой и другие. Они способствуют укреплению здоровья ребенка, его физическому и психическому развитию, коррекции развития.
Современные комплексные программы «Я, ты, мы», «Из детства – в отрочество», «Сообщество» объединяют усилия детского сада и семьи в воспитании дошколят, становятся естественным переходом от дошкольного к начальному образованию.
В результате эксперимента обновился персонал детских садов. Кроме воспитателей здесь теперь работают специалисты по физической культуре, хореографии, изобразительному творчеству, иностранному языку, а также психологи, логопеды и другие специалисты.
Комментарии