Альфия ГАЛИМОВА, председатель Московского городского совета родительской общественности: – Решение наиболее важных вопросов развития системы образования требует консолидации общественных и государственных сил. С каждым годом поступательно меняется роль родителей. Мы активно работаем в составах комиссий по лицензированию и аттестации образовательных учреждений, выступаем общественными экспертами и членами жюри профессиональных педагогических конкурсов «Учитель года». В новый состав Общественной палаты по образованию вошли семь наиболее активных родителей.
От созерцания и непредвзятых критиков мы становимся соучастниками процесса образования. Наиболее важно включение в управление на уровне образовательного учреждения. В 32 процентах образовательных учреждений созданы и работают попечительские советы, которые привлекают денежные средства для совершенствования материально-технической базы школ и решения других вопросов. С учетом предстоящего изменения правовых форм образовательных учреждений, получения субсидий образовательными учреждениями необходимо усиление общественного контроля над деятельностью администрации образовательных учреждений со стороны родителей учащихся. Однако участие родительской общественности в распределении бюджетных средств стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников через управляющие или наблюдательные советы не находит активной поддержки у администрации школ, которые мотивируют это недостатком компетентности родителей и отсутствием у них профессионального педагогического образования. Но это не так! Сегодняшние родители и грамотны, и компетентны, и готовы к такой работе, тем более что наши представители родительской общественности постоянно проходят учебную подготовку на базе Московского центра качества образования.
Готовность к активному позитивному сотрудничеству уже доказана при решении такого важного аспекта, как питание школьников.
Москва – один из немногих субъектов Российской Федерации, где сохранена возможность получать всем учащимся начальной школы и ребятам из социально незащищенных семей горячее питание за счет средств бюджета. Но остается проблема – соблюдение рационов питания детей и приготовление вкусной пищи. Родительские комитеты школ по согласованию с Департаментом образования (издан приказ) взяли на себя ежедневный общественный контроль над организацией питания школьников, налажено взаимодействие с Роспотребнадзором по городу Москве. Совместные проверки показывают, что отдельные организаторы питания (ООО «Московский школьник», ГУП «Эллипс» и другие) самостоятельно меняют состав блюд, сокращают объем порций, нарушают технологию приготовления.
В рамках Федерального закона №94 выбор организаций питания проводится комиссиями, назначенными государственными заказчиками, и мы, родители, как участники образовательного процесса, хотим пользоваться нашим правом участвовать в выборе организаций, которые будут кормить наших детей. При этом мы надеемся, что решение о передаче функций по поставке продуктов питания для организации школьного питания Департаменту продовольственных ресурсов позволит решить вопрос поставки в школы качественной продукции питания.
Не менее актуален вопрос безопасности наших детей. В новом учебном году предусматривается введение самостоятельного предмета «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». Мы, родители, только приветствуем такое решение, но хотим дополнить его, так как особенность этих уроков требует неформального подхода. В связи с последними трагическими событиями мы считаем целесообразным, чтобы уроки, а тем более практические занятия, проводили с привлечением специалистов МЧС, действительно настоящих профессионалов в своем деле. Да и детям будет гораздо интереснее. Начальник управления МЧС Александр Елисеев, думаю, пойдет нам навстречу по этому вопросу, ведь он тоже заинтересован в том, чтобы наши дети были живы и здоровы. Тем более что первый опыт взаимодействия в рамках реализации программы «Юный спасатель» у нас есть.
Во многих школах Москвы введены электронные дневники, журналы, государственные органы вводят систему электронных государственных услуг. При этом, как ни удивительно, многие родители владеют компьютером на уровне «включить – выключить». Проблема компьютерной зависимости детей, контроля за информацией, которую получает ребенок из Интернета, требует ликвидации компьютерной неграмотности родителей. А начать мы решили с себя – члены Московского городского совета родительской общественности при поддержке Департамента образования уже начали обучение на таких курсах. Но необходимо всем учреждениям социальной сферы вне зависимости от отраслевой принадлежности включиться в эту работу. Ведь наши дети – наше будущее.
Комментарии