В 2020 году и родителям, и детям, и педагогам – всем пришлось перестраиваться на новую систему обучения в короткие сроки. А это стресс для каждого участника процесса. У педагогов недостаточно опыта для такого формата, дети не могут адаптироваться, а у родителей не хватает времени на координирование учебы, работу на «удаленке» и домашние дела.
Дополнительной сложностью стала и техническая составляющая. Не у всех получалось сразу освоить новые платформы для обучения. Из-за того что многие были на дачах, где чаще всего используется мобильный Интернет, связь была плохой. Это нервировало родителей и расстраивало детей.
Но вот прошел год. Изменилось ли мнение родителей? Видят ли они плюсы в дистанционном обучении или по-прежнему настроены негативно? Мы опросили родителей учеников нашей школы, и вот какие получили ответы:
– Считаю, что дистанционное обучение – это новые возможности для наших детей. У них укрепляются такие качества, как ответственность, самостоятельность и внимательность. Мой ребенок справляется с нагрузкой, во всем разбирается самостоятельно, как и в обычном учебном процессе. Преподаватель ведет уроки по расписанию. А еще благодаря дистанту у нас появилась возможность посещать кружки, на которые ранее мы не могли попасть из-за удаленности от дома.
– Мое мнение больше отрицательное, чем положительное! Причем в процентном соотношении это 90/10! Понятно, что в сложившейся ситуации дистанционное обучение – это был лучший выход. Но на этом плюсы заканчиваются! Ребенок практически весь день был перед экраном монитора, так как помимо уроков по расписанию учителя частенько задавали задания в электронном формате (практические работы, самостоятельные). В перерывах не всегда удается контролировать ребенка, и он зависает в социальных сетях, переписывается, а это тоже вредит и зрению, и мозгу, и нервной системе. Также у нас есть дополнительные занятия и кружки, которые тоже проходили онлайн, и это очень большая нагрузка! Даже взрослым тяжело в таких напряженных темпе и графике, а что уж говорить о детях. Конкретно у моей дочери нарушился сон, появились частые головные боли, упало зрение, она стала нервной и раздражительной. Что касается качества усвоения материала, я думаю, что оно тоже страдает. Хотя, конечно, все зависит от ребенка, его родителей и от дисциплины. Знаю, что учителя выкладываются максимально, всегда идут навстречу, проводят консультации, дополнительные занятия, и это очень ценно! В этом плане я бы не сказала, что дочка скатилась или что-то упустила, потому что всегда присутствовала на занятиях и выполняла все задания. И все же я за очное обучение, за непосредственное общение учеников с учителями, за наглядность, за прямой контакт! К счастью, сейчас мы вернулись в школьные стены, и я надеюсь, что теперь ничто не прервет этот процесс.
– Считаю, что дистанционное обучение имеет право на существование при наличии качественной интернет-связи, контроля за поведением со стороны старших и только в случае форс-мажора. Если говорить о дистанционном образовании как о системе, то я его не одобряю. Оно не для каждого ребенка, и от возраста это не зависит. Для учителей это тоже дополнительная нагрузка и стресс, как мне кажется. Контролировать детей через экран очень трудно. И это мы еще не говорим о необходимости живого общения между детьми. Так что я все-таки за очное образование по мере возможности.
– Дистанционный формат обучения, на мой взгляд, является крайней мерой, так как он негативно сказывается на получении знаний ребенком. Процессу обучения в основном мешают внешние факторы – члены семьи и домашние животные, находящиеся с ребенком в одном помещении. Они отвлекают его внимание. Дистанционный формат удобен на период отсутствия ребенка по причине болезни, чтобы он не выпадал из процесса и ему не приходилось нагонять упущенное. Мое мнение таково: у каждой формы обучения – дистанционной или очной – есть свои плюсы и минусы.
– На дистанционном обучении ребенок в более комфортной среде. У него меньше риск заболеть. Больше времени на дополнительные занятия, так как экономится время на сборы в школу и дорогу. На «переменке» может полноценно отдохнуть, перекусить на собственной кухне. В свою очередь очная форма дает нужную концентрацию во время урока и полноценное восприятие материала. Ребенку сложнее отвлечься, он собран и более ответственно слушает. Конечно, многое зависит от учителя – его авторитета и способности удерживать внимание детей. Но все-таки, если есть выбор и ситуация с заболеваемостью стабильна, я отдаю предпочтение очной форме.
– При дистанционном обучении у нас появилась возможность кроме учебы в школе заниматься в онлайн-школах МГУ и участвовать в «Субботах московского школьника». В обычной жизни это потребовало бы трехразового посещения и поездок после школы через всю Москву.
Дистанционное образование – вещь, безусловно, нужная в определенных ситуациях. Но, как и любой инструмент, необходимо применять его правильно. Возможно, что такой формат больше подходит для старшеклассников. Они уже полностью адаптированы в Интернете и вполне могут воспринимать материал таким способом. Малышам же это сделать труднее. Им нужны живое общение и полное эмоциональное включение в урок. Сделать это через экран можно, но требуются специально разработанные для этого методики.
Елена МОРОЗОВА, учитель начальных классов школы №1536
Комментарии